РОМАНТИЗМ В РАННЕМ ТВОРЧЕСТВЕ МАКСИМА ГОРЬКОГО - сочинение

В конце 90-х гг. XIX в. русский читатель был поражен появлением трех томов «Очерков и рассказов» нового писателя — Максима Горького. «Большой и оригинальный талант», — таково было общее суждение о новом писателе и его книгах. Горький вошел в литературу как певец ярких личностей и сильных характеров. Это было что-то свежее и необычное для литературы того времени. Современник Горького А. Богданович писал: «От большинства очерков г. Горького веет этим свободным дыханием степи и моря, чувствуется бодрое настроение, что-то независимое и гордое, чем они резко отличаются от очерков других авторов, касающихся того же мира нищеты и отверженности».
Растущее в обществе недовольство и ожидание решительных перемен вызвали усиление романтических тенденций в литературе. Особенно отчетливо эти тенденции отразились в творчестве молодого Горького, в таких рассказах, как «Челкаш», «Старуха Изергиль», «Макар Чудра», в революционных песнях. Герои этих рассказов — люди «с солнцем в крови», сильные, гордые, красивые. Эти герои представляют идеал Горького. Такой герой должен был «усилить волю человека к жизни, возбудить в нем мятеж против действительности, против всякого гнета ее».
Центральным образом романтических произведений раннего творчества Горького является образ мужественного человека, готового к самоотверженному подвигу во имя блага народа. Огромное значение в раскрытии идеала молодого писателя имеет рассказ «Старуха Изергиль», написанный в 1895 г. В образ Данко Горький вложил гуманистическую идею о человеке, который все силы отдает служению народу. Данко — «молодой красавец», смелый и решительный. Чтобы вывести свой народ к свету и счастью, Данко приносит в жертву самого себя. Он делает это потому, что любит людей. И вот его молодое и горячее сердце вспыхнуло огнем желания спасти их, вывести их из мрака. «Что сделаю я для людей!?» — сильнее грома крикнул Данко. И вдруг он руками разорвал себе грудь и вырвал из нее свое сердце и высоко поднял его над головой». Освещая путь людям ярким светом своего сердца, Данко смело повел их вперед. И тьма была побеждена. «Кинул взор вперед себя на ширь степи гордый смельчак Данко, — кинул он радостный взор на свободную землю и засмеялся гордо. А потом упал и умер». Умирает Данко, гаснет его смелое сердце, но образ юного героя жив как образ героя-освободителя. «В жизни всегда есть место подвигам», — говорит Горький устами старухи Изергиль.
Идею подвига, возвышенного и облагораживающего, Горький вложил в свою знаменитую «Песнь о Соколе», написанную в 1895 г. Сокол — олицетворение борца, для которого борьба — это смысл жизни: «О, если б в небо хоть раз подняться!.. Врага прижал бы я... к ранам моей груди и... захлебнулся б моей он кровью! О счастье битвы!..». Соколу присущи презрение к смерти, храбрость, ненависть к врагу. В образе Сокола Горький воспевает «безумство храбрых». «Безумство, храбрость — вот мудрость жизни! О, смелый Сокол. В бою с врагами истек ты кровью. Но будет время — и капли крови твоей горячей, как искры, вспыхнут во мраке жизни и много смелых сердец зажгут безумной жаждой свободы, света!»
В 1901 г. Горький продолжил свою идею беззаветной борьбы и написал «Песню о Буревестнике», в которой с необычайной силой выразил свое предчувствие нарастающей революции. Журнал «Жизнь», в котором была напечатана эта песня, был закрыт. Горький воспевал в этом произведении надвигающуюся близкую бурю перемен: «Буря! Скоро грянет буря! Это смелый Буревестник гордо реет между молний над ревущим гневно морем, то кричит пророк победы: «Пусть сильнее грянет буря!»». Буревестник — воплощение героизма и бунтарства. Он противопоставлен глупому пингвину, гагарам и чайкам, которые стонут и мечутся перед бурей: «Только гордый Буревестник реет смело и свободно над ревущим гневно морем».



Однако идеал раннего Горького оторван от реальной действительности. Для писателя была важна не художественная правда, а мощный призыв к действию, к борьбе. Романтические герои Горького нежизненны и не смогли бы существовать в обычных условиях. Это хорошо иллюстрируют и Сокол, и Буревестник — они ищут врага, без врага их жизнь не имеет смысла. Про героев ранних произведений Горького можно сказать словами Лермонтова: «А он, мятежный, просит бури / Как будто в бурях есть покой». Нежизненность романтического идеала Горького подтверждена и биографией писателя, и историей России. Горький с воодушевлением принял первую русскую революцию 1905 г., но ужаснулся революционному террору октября 1917 г. Оказалось, что большевики восприняли его призыв: «Врага прижал бы я... к ранам моей груди и... захлебнулся б моей он кровью!» как руководство к действию. В истории России XX в. очень часто поэтический вымысел становился кошмарной реальностью...






Поиск
В нашей базе находится больше 10 тысяч сочинений

Лайкнуть похвалить твиттернуть и прочее

Сочинения > Горький > РОМАНТИЗМ В РАННЕМ ТВОРЧЕСТВЕ МАКСИМА ГОРЬКОГО