Духовная и физическая деградация дворянства в романе М Е Салтыкова Щедрина «Господа Головлевы» - сочинение

1.	«Господа Головлевы» - летопись паразитического существования семьи Головлевых.
2.	Нравы семейства Головлевых и особенности воспитания детей этой семьи.
3.	Иудушка Головлев - крайняя степень духовной деградации человека.
Роман «Господа Головлевы» М. Е. Салтыкова-Щедрина стоит в ряду наилучших произведений русский писателей - таких, как Гоголь, Гончаров, Тургенев, описывавших жизнь дворянства. В романе с большой обличительной силой раскрыты человеческие пороки, порожденные существующим общественным строем. Салтыков-Щедрин разоблачил растлевающее влияние на личность никчемного, паразитического существования, показал неизбежность нравственного и физического разрушения личности под влиянием бездеятельности существования.
«Господа Головлевы» - роман о вымирании физическом и разложении моральном семейства помещиков Голавлевых, которое является собирательным художественным образом, обобщающим все рядовые, типичные черты характеров, быта, психологии помещиков периода крепостного права и после отмены него. Весь роман - летопись паразитического существования членов семейства Головлевых, которые неуклонно скатываются на самое дно. Для Головлевых характерно одно состояние - состояние бесконечной вражды между собой из-за наследства. Складывается впечатление, что из-за материальных выгод эти люди постепенно утрачивают человеческое лицо, ожесточаются по отношения друг к другу. Да и они сами не называют друг друга никак иначе, кроме как «балбес, изверг, мерзавец, подлец, негодяй». Этих людей можно было хоть как-то оправдать, если бы их жизнь была полна тягот и лишений, но они вполне обеспеченные люди, их дом - полная чаша.
Глава семейства Головлевых Арина Петровна - властная женщина, которая всю свою жизнь посвятила преумножению своих богатств и в течение долгого времени единолично распоряжалась огромным имением. Управляла она, бесспорно, умело, поскольку умела удесятерить свое состояние, но на пути к сколачиванию состояния Арина Петровна напрочь забыла о материнских чувствах. Так, например, на известие о смерти дочери она реагирует более чем странно и жестоко: госпожа Головлева высказывает свое недовольства тем, что покойница оставила ей «своих двух щенков», то есть ее, Арины Петровны, родных внуков. Немногим лучше она относится и к своим сыновьям, поощряя их к двуличности, доносительству ради «лучшего куска на блюде».
Среди ее детей существовало четкое деление на «любимчиков» и «постылых». При этом любимчики менялись, и дети часто не знали, в какой разряд они попадут завтра. Эта нездоровая обстановка, конечно, не могла способствовать тому, чтобы в семье Головлевых выросли нормальные, морально здоровые дети. Мать заглушала их природное чувство любви к родителям, уродовала своим воспитанием. К тому же физическое наказание детей было обычным явлением в этой семье. И все это прикрывалось соображениями о якобы семейном благополучии.
Итог «воспитания» таков: окончательно ушел в себя Пашка-тихоня, «Степка-балбес, постылый сын», влачит жалкое существование в Москве, потратив деньги, вырученные с продажи купленного матерью дома, «на кислом молоке и попорченной солонине» растут сиротки-внучки.
И это плоды воспитания еще не самые ужасные.



По мере развития повествования Салтыков-Щедрин изображает картины деспотизма, морального увечья и, как следствие, смерть одного за другим нравственных калек по фамилии Головлевы. Павел умер, а его имением незамедлительно завладел Иудушка Головлев. Запертый в душной и грязной комнате, лишенный даже одежды и пищи, спился в одиночестве Степка-балбес. В конце жизни Арина Петровна пожинает плоды своей деятельности, которая была подчинена жестокому стяжательству и воспитанию «извергов», самым страшным из которых стал Порфирий, еще в детстве прозванный в семье Иудушкой. Тираническая ситуация в семье привела к тому, что Пор- фиша быстро научился притворяться ласковым и послушным сыном, подхалимничал перед матерью, лебезил. Наигранная уважительность как метод приобретения наилучшего ломтя или избежания заслуженного наказания - это способ, в котором лицемерный Иудушка поднаторел. Черты стяжательства сформировались в нем еще в детстве и развились до предела очень быстро. Он стал владельцем Головлева, овладел поместьем брата Павла, прибрал к рукам все деньги матери, уготовив этой когда-то грозной и властной хозяйке участь одинокой старухи, готовой на многое ради «сладкого старушечьего куска». Властелина всех головлевских богатств писатель неоднократно сравнивает с пауком, сосущим кровь своих жертв. В Иудушке культивируются черты садизма, поскольку он находит в мучениях других наслаждение. Его нравственное оскудение достигает таких пределов, что его трудно назвать человеком. Без малейшего сожаления Иудушка обрекает на гибель поочередно каждого из троих своих сыновей - Владимира, Петра и младенца Володьку. Все содеянное он прикрывает притворными ласковыми речами, которыми «зудил, надоедал, тиранил». Иудушка только одними своими речами мог, как говорит о нем один крестьянин, «сгноить человека». По определению Салтыкова-Щедрина, Иудушка не просто говорил, а источал «массы словесного гноя». Свои злодейства Иудушка делает так, как другие люди совершают будничные дела: «потихонечку да полегонечку» и, что самое ужасное, противозаконного в его деяниях нет ничего, он делает все «по закону». То есть Иудушка-кровопийца защищен законами власти и государства. При этом он частенько фарисействовал, пользовался в разговоре такими прописными истинами, как почитание семьи, вероисповедания и закона. Автор показал в лице Иудушки предел человеческого падения. Ничтожный Головлев держит в подчинении и страхе окружающих, доводит их до гибели. Он - наглядный пример того, до какой крайней степени может дойти духовная деградация человека, принадлежащего обществу, которое по определению должно быть «высшим». В образах членов семейства Головлевых писатель показал нежизнеспособность класса помещиков, паразитизм существования которых доводит до крайностей, изображенных в романе.






Поиск
В нашей базе находится больше 10 тысяч сочинений

Лайкнуть похвалить твиттернуть и прочее

Сочинения > Господа Головлевы > Духовная и физическая деградация дворянства в романе М Е Салтыкова Щедрина «Господа Головлевы»