Сочинения > Господа Головлевы > Эзопов язык в произведениях М Е Салтыкова Щедрина (на примере романа «Господа Головлевы»)
Эзопов язык в произведениях М Е Салтыкова Щедрина (на примере романа «Господа Головлевы») - сочинение


Сатира М. Е. Салтыкова-Щедрина в романе «Господа Головлевы»
Замечательный роман М. Е. Салтыкова-Щедрина «Господа Головлевы»
Замечательный роман М. Е. Салтыкова-Щедрина «Господа Головлевы» ч2


Все произведения Салтыкова-Щедрина имеют ярко выраженную социальную направленность. Но в те времена, когда творил писатель,— времена жесточайшей цензуры — сложно было открыто высказывать свои взгляды. Однако можно было «зашифровать» их. Вот почему как один из главных своих художественных приемов Салтыков-Щедрин использует эзопов язык.
В иносказательной форме Щедрин мог без опасения говорить то, о чем не хотел умалчивать. Аллегории его достаточно прозрачны и в то же время помогают создать глубокую и интересную систему образов. За метафорами и сатирическими формами у писателя всегда стоит глубокое содержание.
Даже сейчас, отделенные от времени, когда жил Салтыков-Щедрин, столетиями, мы ясно угадываем за его образами политический подтекст. В его сказках все настолько понятно, что не требует пояснения: Коняга — народ, Медведь — военный, Орел — царь. Такова специфика языка всех произведений Щедрина-сатирика.
Для романа-хроники «Господа Головлевы» эзоповская манера характерна в меньшей степени, чем для сказок, например. В романе не идет речь о конкретных политических событиях, но сам замысел произведения — огромное политическое обобщение. Поэтому иносказания все же используются автором.
Очень интересно следить за речью Иудушки Головлева. Показывая лживость, скудость, убожество языка Иудушки, Салтыков- Щедрин тем самым приводит нас, читателей, к тому, что мы начинаем ясно осознавать лживость, скудость и убожество самого героя, и более того — всей его семьи и даже всего помещичьего класса. Конечно, язык не единственное средство показать вырождение рода, но и не самое последнее.
Иудушка, порвавший всякое подлинное, живое общение с людьми, охваченный безумной жаждой скопидомства, превращает свою речь в средство притеснения своих близких. Он опутывает их сетями своих приторных, липких словес. Пустыми разглагольствованиями он «сгноить человека может». И сам Щедрин не раз упоминает, что сквозь речи Иудушки постоянно просачивается гной, что его пустословие — «язва смердящая».
Речь Иудушки-кровопивца пересыпана народными поговорками, присловьями и церковнославянскими изречениями. Но все это в его устах теряет свой подлинный, первоначальный смысл. Слова приобретают значение, прямо противоположное истинному, скрывают ложь и отвратительные пороки.



     
     



Речь Иудушки — сплошные нравоучения. Причем состоят они из одних и тех же беспрерывно повторяемых слов и мыслей. Любимые речевые обороты Порфирия — «по-родственному» и «по-божески». Ничто не доставляет ему такого удовольствия, как возможность изливать на своих близких потоки слов, утверждающих семейные и религиозные ценности. Совершая преступления, он не устает повторять божьи заповеди. Губя своих близких, он прикрывается любовью к семье.
Слова «милый друг маменька» маскируют холодное, равнодушное, отнюдь не сыновнее отношение. Точно так же все ласкательные слова, с которыми он обращается к своим родственникам, могут быть истолкованы прямо противоположно. Если он говорит о спасении души, значит непременно собирается погубить чью-то душу; если читает проповеди о благочестивом поведении, значит, непременно преступит их; если говорит о «родственных отношениях», значит не испытывает к своим близким никаких чувств.
Пустословие Иудушки вызывает особенное неприятие, когда оно проявляется по отношению к людям, находящимся на грани смерти или отчаяния. У читателя возникает ясное ощущение липкой паутины в те моменты, когда Иудушка произносит свои речи у постели умирающего Павла, матери, в то время, когда Евпраксеюшка рожает ребенка. Ужасно слышать, как он обрекает собственного сына на гибель, а племянницу толкает к сожительству с собой.
Щедрин всегда комментирует словоизлияния Иудушки. «Прах», «выморочность», «тоска», «пустословие» — вот эпитеты, которыми автор характеризует речь героя.
Совсем по-иному Салтыков-Щедрин передает живую, образную речь русского народа. Речь крестьян проста, ясна, доходчива. При этом русские люди всегда славились меткими определениями. Доказательство тому — необычайно точная характеристика, которую дал Иудушке старик Федулыч: «Словами-то он сгноить человека может».
Так Салтыков-Щедрин использует речь, язык для создания образов. Этим автор добивается не только яркой и полной картины жизни героев, но и весьма недвусмысленно высказывает свое отношение как к помещичьему классу, так и к простому народу.



Похожие сочинения


Сатира М. Е. Салтыкова-Щедрина в романе «Господа Головлевы»
Замечательный роман М. Е. Салтыкова-Щедрина «Господа Головлевы»
Замечательный роман М. Е. Салтыкова-Щедрина «Господа Головлевы» ч2

ТОП 3 популярных



Поиск
В нашей базе находится больше 10 тысяч сочинений

Лайкнуть похвалить твиттернуть и прочее