Изображение мирового зла в рассказе И А Бунина «Господин из Сан Франциско» - сочинение

1.	Добро и зло как категории.
2.	Социальное и мировое зло в рассказе.
3.	Ростки добра в каждом из нас.
Все мы с самого раннего детства хорошо понимаем, что такое добро и зло. Родители учат нас, как надо себя вести, а какие поступки характеризуют человека как плохого. Чаще всего, привыкнув с детства, мы воспринимаем зло и добро в бытовом, житейском смысле как набор определенных качеств. Добро — это нравственность, справедливость, умение сострадать и понимать, а зло — это подлость, притворство, коварство, высокомерие. 
Но зло и лобро есть не только эти приземленные категории, это что-то большее, охватывающее весь мир, все бытие. «Здесь Дьявол с Богом борется, а поле битвы — сердца людей», — сказал однажды Федор Михайлович Достоевский, и, пожалуй, это лучшее определение добра и зла, которое можно себе представить.
Рассмотреть добро и зло мне хотелось бы на примере рассказа И. А. Бунина «Господин из Сан-Франциско». Здесь мы видим проявления зла, и не только бытового, «повседневного», но и более масштабного, абсолютного зла. «Повседневное», социальное зло в рассказе представлено в виде буржуазного миропорядка, который очень далек от справедливости. На мой взгляд, этот зло нельзя назвать маленьким, едва заметным. Оно огромно, но настолько уже привычно, адаптировано к повседневной жизни, что многие перестали воспринимать его в этом ключе, для большинства людей — это обычное положение вещей. Исследователи давно выяснили, что одним из биографических источников замысла рассказа стал спор, в котором Бунин говорил своему оппоненту-попутчику на пароходе о том, что контрастом их праздному времяпрепровождению является адская работа «черных от угля» машинистов.
Социальное неравенство — это и есть то самое бытовое, «повседневное» зло. Господин из Сан-Франциско и все остальные пассажиры, находящиеся на пароходе, наслаждаются жизнью, всеми ее благами: они «напиваются ликерами в баре», танцуют, играют. Все их желания исполняются мгновенно, все вокруг, весь мир — только для них. Никто из этих богатых, сытых людей и представить себе не может, что там, «в недрах» этого шикарного судна, работают люди, исхудавшие, обессиленные, «облитые едким, грязным потом». Из последних сил они выполняют черную работу, чтобы получить жалкий кусок хлеба, чтобы не жить, а выживать, чтобы просто-напросто не умереть с голоду. 
В этой части рассказа автор использует прием яркого контраста: «в баре беззаботно закидывали ноги на ручки кресел, цедили коньяк и ликер» — а на вышке «мерзли от стужи и шалели от непосильного напряжения внимания вахтенные».
И дело даже не в том, что одни люди живут богато, а другие бедно, одни отдыхают, а другие работают. Кто-то ведь должен убирать улицы, топить печи, выполнять физическую работу на судне. Любое общество не может состоять только из обеспеченных, богатых людей. Как бы нам этого ни хотелось, такое положение вещей просто невозможно. В каждой стране, в каждом обществе существует «прослойка» богатых и очень богатых людей, среднего класса и тех, кто живет за чертой бедности. Конечно, в этом нет ничего хорошего, но самое главное в том, как относиться общество и государство к самым бедным своим гражданам — им должны всячески помогать, вселять в них надежду на лучшее будущее. Их труд, как и труд любого другого человека, должен быть уважаем. Ведь нет постыдных профессий, все они очень нужны — нужны разнорабочие на судах, нужны дворники и грузчики, и горничные, и повара... Любой честный труд почетен.



На самом деле настоящее зло кроется не в социальном неравенстве, а в том, что та самая «верхушка» общества свято уверена в том, что она не только в праве, но и должна повелевать другими людьми, более низкими, на их взгляд, людьми не такого «высокого сорта». Господин из Сан-Франциско «был твердо уверен, что имеет полное право на отдых, на удовольствия, для такой уверенности у него был тот довод, что... он был богат». «Он... вполне верил в заботливость всех тех, что кормили и поили его, охраняли его чистоту и покой, таскали его вещи...» И самое страшное во всем происходящем оказывается то, что человек забывает заповеди господа своего бога, важен только статус и материальное положение. Подлинная сущность человека, его ценность как думающего и чувствующего создания теряется, он перестает быть венцом природы — этот пьедестал занимают материальные блага. Господин из Сан-Франциско ценен для окружающих именно тем, что он господин, а не интересный собеседник и просто приятный человек. И как только он умирает, хозяин отеля перестает быть любезным и почтительным, для него сейчас самое главное — не нарушать покой других господ, способных платить за свое пребывание в отеле. В поле зрения автора оказывается не только социальное зло, которое, к сожалению, всегда было и будет в любом обществе. Бунин говорит нам прежде всего о мировом, космическом зле, которое также неистребимо и просто необходимо на земле — а иначе как мы начнем понимать и ценить то, что называем добром? Олицетворением мирового зла в рассказе является Дьявол, «громадный, как утес», следивший со скал за движением корабля. Все претензии человека на мировое господство бесполезны, беспричинны — ведь человек слишком земное создание, подверженное всем страстям и порокам, чтобы беспристрастно владеть всем, что окружает его. И если люди получают власть, они уже не в силах совладать с собой. Все доступные блага начинают управлять ими, и уже человек становиться игрушкой, рабом вещи. По мысли Бунина, дьявол правит балом на корабле нашей жизни. Мировое зло, о котором говорит нам автор, это и внезапность смерти, могущей оборвать жизнь в любой ее миг, и несправедливость того, что после ухода человека из этого мира ничего не меняется. И никто, корме близких, не заметит, что тебя не стало... Каждый человек, на мой взгляд, сам в состоянии взрастить в себе ростки доброго и светлого, сохраняя их, несмотря на то, беден он или богат. Ведь самое главное не в том, можешь ли ты отправиться в круиз на шикарном лайнере. Главное — оставаться просто человеком.






Поиск
В нашей базе находится больше 10 тысяч сочинений

Лайкнуть похвалить твиттернуть и прочее

Сочинения > Господин из Сан-Франциско > Изображение мирового зла в рассказе И А Бунина «Господин из Сан Франциско»