Сюжет главный герой и проблематика рассказа И А Бунина «Господин из Сан Франциско» - сочинение

Сюжет бунинского рассказа крайне прост. Некий господин из Сан-Франциско, крупный бизнесмен пятидесяти восьми лет, принимает решение отправиться на два года в Старый Свет — «единственно ради развлечения» и чтобы вознаградить себя за многолетние труды, но вскоре после начала путешествия умирает, а его тело, «испытав много унижений, много человеческого невнимания», возвращается домой, в Америку.
Во вступительной части рассказа мысли господина из Сан- Франциско (о его прошлой «трудовой» деятельности, о предстоящем вояже), пропущенные сквозь фильтр авторской иронии, дают представление о взглядах на жизнь этого безымянного героя, а в его лице — об особенностях мировоззрения определенного класса людей — представителей крупного капитала. «До этой поры он не жил, а лишь существовал, — сообщает рассказчик и с улыбкой уточняет: — Правда, очень недурно». «Он работал не покладая рук, — пишет автор далее и добавляет: — Китайцы, которых он выписывал к себе на работы тысячами, хорошо знали, что это значит!» Герой «хотел вознаградить за годы труда прежде всего себя», «однако, — вновь ироническое уточнение! — рад был и за жену с дочерью».
Бунин не дает «мистеру» ни имени, ни фамилии, ни прошлого. Для писателя важно лишь то, что господин из Сан-Франциско принадлежит к «самому отборному обществу», от которого зависят «все блага цивилизации: и фасон смокингов, и прочность тронов, и объявление войн...» Люди этого класса служат единому идолу — идолу капитала; все индивидуальное, идущее от души, исчезает в них со временем за ненадобностью.
В герое обращает на себя внимание контраст между дорогим великолепием, несмотря на возраст, его внешнего облика и скудостью, бескрылостью его внутренней жизни. В портрете «господина», в окружающем его интерьере многократно подчеркнуты черты, указывающие на принадлежность господина из Сан- Франциско к числу «хозяев жизни», к кругу избранных: «...он сидел в золотисто-жемчужном сиянии этого чертога за бутылкой янтарного иоганисберга, за бокалами и бокальчиками тон- 
чайшего стекла... Нечто монгольское было в его желтоватом лице с подстриженными серебряными усами, золотыми пломбами блестели его крупные зубы, старой слоновой костью — крепкая лысая голова».
Что же касается внутренней жизни «мистера», то кажется, что ее нет совсем. Мы не видим этого человека в общении с женой или дочерью, он не предается воспоминаниям, ни о чем не размышляет, ни о чем не грустит. Кажется, что единственное чувство, которое ему доступно и им ценимо, — чувство удовольствия. Удовольствие господин из Сан-Франциско получает непрерывно и по разным поводам: от дорогой, обильной еды, от изысканных вин и сигар, от созерцания «живых картинок» в «некоторых притонах», от понимания значительности своего состояния. Мысли же его устремлены к тем развлечениям, которые еще впереди: насладиться любовью молоденьких неаполитанок, «пусть даже и не совсем бескорыстной»; осмотреть достопримечательности Старого Света. Неплохо было бы также подыскать дочери состоятельного мужа, может быть, даже миллиардера...
В повествовании Бунина отсутствует сатирический нажим. Господин из Сан-Франциско не злодей, его невинные пороки (неверность жене, склонность к чувственным удовольствиям, бездуховность, презрение к «людишкам») свойственны многим — особенно среди людей его круга. По своим привычкам, вкусам, взглядам на жизнь это классический тип американского бизнесмена бунинской эпохи, а по человеческим качествам — тип заурядного обывателя, безликого, бесцветного человека.



«Корабль наслаждений» везет господина из Сан-Франциско к смерти. Дурная погода, длительная качка, чрезмерно обильная еда и другие «блага цивилизации» внезапно валят «мистера» с ног, и ему не удается долго сопротивляться смерти, «так неожиданно и грубо навалившейся на него». Незадолго перед тем что-то как будто повернулось в душе бунинского героя. Страдая от непогоды и криков «третьеклассников» и чувствуя себя «совсем стариком», «с тоской и злобой думал... об этих жадных, воняющих чесноком людишках, называемых итальянцами». Мысль о том, что «это и есть подлинная Италия, которой он приехал наслаждаться», приводит его в отчаяние. Он не задает себе вопроса о том, для чего он прожил свою жизнь, но некий яд разочарования пропитывает последние его часы в этом мире. Главная цель, к которой он многие годы стремился, — насладиться богатством, испытать блаженство от возможности получить все, что можно купить за деньги, — оказалась ложной, обманула его ожидания. Рассказывая о господине из Сан-Франциско, автор в то же время описывает повседневную жизнь его попутчиков по путешествию. Корабль в рассказе предстает своего рода моделью человечества. Как и в обычной жизни, люди на корабле находятся в неравных условиях. На верхней палубе, среди комфорта и роскоши, под звуки прекрасного струнного оркестра пьют, едят и развлекаются «сливки общества»; на них работает «великое множество слуг в поварских, судомойных и винных подвалах», целая армия предупредительных лакеев и носильщиков, вся корабельная команда. Внизу — в утробе корабля, подобной «мрачным знойным недрам преисподней», среди глухого гоготания «исполинских топок», работают кочегары, обливаясь «едким, грязным потом». Корабль одиноко плывет среди страшного, грозящего гибелью океана. Но пассажиры, подобные господину из Сан-Франциско, устремлены к единственной цели — насладиться богатством, отгородиться от подлинной жизни, в которой есть боль, смерть и страдание. Никто не хочет замечать знаки смерти, которые океан то и дело шлет людям: «Океан с гулом ходил за стеной черными горами, вьюга крепко свистала... пароход весь дрожал... в смертной тоске стенала удушаемая туманом сирена... а тут, в баре, беззаботно закидывали ноги на ручки кресел, цедили коньяк и ликеры, плавали в волнах пряного дыма...» Автор дает кораблю, на котором путешествуют господин из Сан-Франциско и сотни других пресыщенных богачей, многозначительное название: «Атлантида». Мифологический образ легендарного материка, погибшего, по преданию, под водами океана, раскрывает общий смысл бунинского рассказа (написанного в 1915 году, когда Первая мировая война уже началась и исход ее не был ясен): «корабль наслаждений» предстает как модель мира, который идет неправильным, неправедным путем и может в одночасье погибнуть.






Поиск
В нашей базе находится больше 10 тысяч сочинений

Лайкнуть похвалить твиттернуть и прочее

Сочинения > Господин из Сан-Франциско > Сюжет главный герой и проблематика рассказа И А Бунина «Господин из Сан Франциско»