Сочинения > Господин из Сан-Франциско > Философия жизни и смерти в рассказе Бунина «Человек из Сан Франциско»
Философия жизни и смерти в рассказе Бунина «Человек из Сан Франциско» - сочинение


Философия жизни и смерти в рассказах И. А. Бунина «Легкое дыхание» и «Господин из Сан-Франциско»
Изображение мирового зла в рассказе И. А. Бунина «Господин из Сан-Франциско»
Тема смысла жизни в произведениях Бунина («Господин из Сан-Франциско»)



В творчестве Бунина рассказ «Человек из Сан-Франциско» занимает совершенно особое место. В этом произведении почти не встретишь лиризма, столь присущего писателю. Тема рассказа тоже весьма необычна для этого автора. И в то же время в нем затрагивается вопрос, волновавший Бунина на протяжении всей его жизни, — вопрос жизни и смерти. Отношение писателя к жизни и смерти в рассказе проступает весьма отчетливо. Писатель показывает нам настоящую жизнь, но еще большее внимание уделяет искусственному, бессмысленному и постному существованию, которое многие называют жизнью. Смерть героя нельзя рассматривать как испытание, которому он подвергается. Скорее это способ обнажить внутреннюю его сущность, пролить свет на всю его предшествующую жизнь. Мы не знаем имени господина из Сан-Франциско. Он безлик. Тем самым автор показывает, насколько герой рассказа лишен каких- либо индивидуальных черт. И при этом отсутствие имени позволяет достичь высокой степени обобщения. В общем-то на его месте каждый может вообразить даже себя. Ведь все мы не лишены неких характерных черт господина из Сан-Франциско. Все мы эгоисты, считающие себя центром вселенной. Многие из нас предпочитают строить планы на будущее, забывая, что живут-то они в настоящем. Словом, в любом человеке есть хоть что-то от безымянного господина из Сан-Франциско. Но если герой рассказа лишен имени, то о его возрасте Бунин упоминает достаточно четко. Ему пятьдесят восемь лет. Как же жил он все эти годы, до того, как мы встречаем его на борту «Атлантиды»? Всю жизнь он работал, а вернее — зарабатывал деньги. И вот в пятьдесят восемь лет решил начать «наслаждаться жизнью». В пятьдесят восемь лет! Но как можно наслаждаться в этом возрасте, если ты не умел этого делать ни в двадцать, ни в тридцать, ни в сорок лет? Начать жить по расписанию? Быть счастливым по графику? Получать радость от жизни в строго определенные часы? Видимо, именно таким образом господин из Сан-Франциско хочет вознаградить себя за годы трудов. При этом он упускает из виду одну небольшую деталь: счастье нельзя запланировать, оно не приходит по заказу. А если не умеешь получать удовольствие от жизни в юности, когда вся окружающая обстановка располагает к тому, чтобы быть счастливым, то тем более не научишься этому в старости. Надо сказать, что вся жизнь на «Атлантиде» подчинена строгому распорядку. Весь день корабельной публики расписан буквально по минутам. Кульминацией дня является обед. И так изо дня в день! Но это, разумеется, нельзя назвать жизнью, скорее — жалким существованием. Все в нем фальшиво. Даже красивая влюбленная пара на корабле — и те лишь наемные актеры.  Окружающую красоту мира люди, подобные герою рассказа, не могут воспринять. Господин из Сан-Франциско видит ту прекрасную страну, в которой он находится, в каком-то обесцвеченном виде. В его глазах все скучно, серо, однообразно. И только после его смерти автор показывает нам яркие, сочные, радостные картины, освещенные солнцем. Ведь Италия — сияющая, сказочная страна. Только когда мы перестаем видеть реальность сквозь призму восприятия господина из Сан-Франциско, мы начинаем понимать, что вот — наконец-то — перед, нами настоящая, живая жизнь. И окружающему миру, в общем-то, все равно, ходит ли господин из Сан-Франциско по палубе, сверкая золотыми зубами, или лежит, всеми забытый через пятнадцать минут после смерти, в трюме «Атлантиды». Смерть показана автором вовсе не трагично. И это не потому, что он считает ее ничтожной. Вспомним рассказы «Натали» или «Легкое дыхание». Там о смерти Бунин говорит с трепетом. Но одно дело — гибель людей, умевших любить и наслаждаться своим кратким существованием на этой земле, и совсем другое — смерть человека, никогда не умевшего жить, никого не сделавшего счастливым. Да что там «никого»: он и сам-то не знал, что такое счастье. Все время жил будущим. А будущее для него так и не наступило. Смерть никоим образом не входила в планы господина из Сан-Фран- циско. Он считал себя важной персоной. И окружающие относились к нему с подобострастием и видимым почтением. Но многого ли стоило это нарочито подчеркиваемое уважение, если оно испарилось сразу после смерти героя рассказа? Стоило ему умереть — и вот уже его жену и дочь ни в грош не ставит персонал отеля. А тело его укладывают в ящик из-под минеральной воды. Итак, господин из Сан-Франциско умер, не оставив о себе следа в мире. Смерть справедлива и беспощадна. Она может скосить человека в любую минуту. И только самого человека надо винить, если смерть помешала ему осуществить его планы. Нельзя запланировать и запрогнозировать свое будущее. Нужно просто жить, подчиняясь, конечно, законам элементарной логики, но не превращая свою жизнь в ожидание счастья в будущем. Господин из Сан-Франциско изначально имеет искаженную, неверную шкалу жизненных ценностей. В этом его вина. Бунин дает нам понять, что жить нужно так, чтобы не упустить ни единого мгновения. Чтобы разглядеть все то прекрасное, что нас окружает. Чтобы быть Человеком. И тогда после смерти человек не будет мгновенно предан забвению.

Похожие сочинения


Философия жизни и смерти в рассказах И. А. Бунина «Легкое дыхание» и «Господин из Сан-Франциско»
Изображение мирового зла в рассказе И. А. Бунина «Господин из Сан-Франциско»
Тема смысла жизни в произведениях Бунина («Господин из Сан-Франциско»)

ТОП 3 популярных


  1. Сочинение на тему интересная встреча
  2. Сочинение на тему описание друга
  3. Когда моя мама училась в школе?

Поиск
В нашей базе находится больше 10 тысяч сочинений

Лайкнуть похвалить твиттернуть и прочее




ПОХОЖИЕ СОЧИНЕНИЯ