Любовь Желткова в представлении других героев повести А И Куприна «Гранатовый браслет» - сочинение

1.	Тема любви в творчестве Куприна.
2.	Любовь Желткова глазами Веры Николаевны.
3.	Отношение других героев повести к чувству Желткова.
Любовь к тебе - других за мною нет провин.
Что ж обречен блуждать и дни влачить один ?
Не знаю, где искать потерянное сердце,
Но твердо знаю: в нем ты полный властелин.
Омар Хайям
Тема любви всегда привлекала внимание писателей разных эпох и народов. Не обошли ее своим вниманием и русские авторы. Куприн является одним из тех, кто крайне трепетно и благоговейно относился к этой вечной теме. Не случайно в повести «Гранатовый браслет» звучит соната Бетховена. Мы понимаем, что для автора и сама любовь — тоже мелодия, прекрасная и трагическая песня человеческой судьбы. «...Разве каждая женщина в глубине своего сердца не мечтает о такой любви — единой, всепрощающей, на все готовой, скромной и самоотверженной?» — вопрошает писатель устами одного из своих героев. Но по непонятным для нас причинам редко расцветает в жестоком и расчетливом мире благоуханный цветок подлинного, светлого чувства: люди, в сущности, не умеют любить по-настоящему и потому, даже встретив в жизни такую любовь, они смеются над ней и зовут ее помешательством.
Именно об этом и рассказывается в повести Куприна «Гранатовый браслет». Вначале Вера Николаевна смотрела на любовные письма неизвестного ей чиновника как на невинную шалость, эти письма забавляли ее. Затем ей наску 



чило пылкое обожание незримого воздыхателя. И она отправляет ему письмо с просьбой не беспокоить ее. Его поздравительное послание и подарок она воспринимает с легкой досадой: «Ах, это — тот!» Как пишет сам Желтков в своем предсмертном письме, ои «неудобным клином врезался» в ее спокойную и налаженную жизнь. Вера долгое время не воспринимала любовь Желткова и его письма всерьез, о чем и говорит ей брат, осуждая ее и ее мужа за излишнюю снисходительность: «...ты и Вера тешитесь ими, как ребятишки, видя в них только смешное...» Но слова генерала Аносова невольно запечатлеваются в душе молодой женщины: «Может быть, это просто ненормальный малый, маниак, а — почем знать? — может быть, твой жизненный путь, Верочка, пересекла именно такая любовь, о которой грезят женщины и на которую больше не способны мужчины». Отношение Веры к любви странного чиновника, которого она никогда не видела, меняется после его смерти: «Она одновременно думала о том, что мимо нее прошла большая любовь, которая повторяется только один раз в тысячу лет. Вспомнила слова генерала Аносова и спросила себя, почему этот человек заставил ее слушать именно это бетховенское произведение и еще против ее желания? И в уме ее слагались слова. Они так совпадали в ее мысли с музыкой, что это были как будто бы куплеты, которые кончались словами: “Да святится имя твое”». В повести отражено и отношение других героев к странной, ни на что не похожей любви. Муж Веры Николаевны, князь Василий Львович Шейн, и ее брат, Николай Николаевич Мирза-Булаг-Тугановский, совершенно по-разному воспринимают страсть мелкого чиновника. Можно даже говорить о том, что они выражают прямо противоположные взгляды. Но эго начинается не сразу. Еще на именинах Веры Николаевны Василий Львович весело шутит по поводу истории любви неизвестного «П. Г1. Ж.» к его жене, демонстрируя гостям иллюстрированный альбом и сопровождая ри сунки забавными комментариями: «Вот он в сумасшедшем доме. А вот постригся в монахи. Но каждый день неуклонно посылает он Вере страстные письма. И там, где падают на бумагу его слезы, там чернила расплываются кляксами. Наконец он умирает, но перед смертью завещает передать Вере две телеграфные пуговицы и флакон от духов — наполненный его слезами...» Однако (как это происходит и с самой Верой) отношение Василия Львовича к любовным переживаниям Желткова меняется коренным образом. Он неожиданно понимает чувства этого странного человека, поэтому старается утихомирить брата своей жены, видящего во всей этой истории лишь назойливость и неприличное поведение зарвавшегося сумасброда: «...я вижу его лицо, и я чувствую, что этот человек не способен обманывать и лгать заведомо. И правда, подумай, Коля, разве он виноват в любви и разве можно управлять таким чувством, как любовь, — чувством, которое до сих пор еще не нашло себе истолкователя... Мне жалко этого человека. И мне не только, что жалко, но вот я чувствую, что присутствую при какой-то громадной трагедии души, и я не могу здесь паясничать». Один только Николай Николаевич, брат Веры, не меняет своего отношения к любви Желткова. Для него это явление — нарушение приличий, бросающее тень на его сестру и ее мужа. Требуя вернуть браслет неизвестному обожателю Веры, он то и дело предлагает для пущего устрашения незадачливого чиновника обратиться к официальным представителям власти, но Василий Львович решительно отвергает такие меры, применение которых совершенно не оправдано реальными обстоятельствами, более того, как раз и может выставить их в смешном виде: «Лучше в это дело посторонних не мешать. Пойдут слухи, сплетни...» Следует отметить, что и Вера, и ее муж постепенно начинают относиться к Желткову с сочувствием, и лишь один Николай Николаевич резко заявляет: «Жалеть его нечего!» Но лучше всех о любви в повести «Гранатовый браслет» сказал генерал Аносов, еще не подозревая, сколь меткой и точной характеристикой окажутся его слова применительно к чувству Желткова: «Любовь должна быть трагедией. Величайшей тайной в мире! Никакие жизненные удобства, расчеты и компромиссы не должны ее касаться». В этих словах, вероятно, нашла выражение позиция самого автора «Гранатового браслета», его собственное отношение к трагической и безответной любви героя повести.






Поиск
В нашей базе находится больше 10 тысяч сочинений

Лайкнуть похвалить твиттернуть и прочее

Сочинения > Гранатовый браслет > Любовь Желткова в представлении других героев повести А И Куприна «Гранатовый браслет»