ТЕМА ЛЮБВИ В ПРОЗЕ А И КУПРИНА (1 вариант) - сочинение

Тема любви занимает в творчестве Куприна особое место. Уже в ранних произведениях у него появляется образ прекрасной девушки: «перед ним, как живой, стоял бледный образ нежной девушки, с синими прозрачными глазами и пленительным голосом». Любовь может будить в человеке тягу к прекрасному, из преступника сделать благородного рыцаря, а может опустить человека в мир низменных страстей. У Куприна она противостоит всему низменному, меркантильному, циничному. Его произведения, посвященные любви, всегда увлекательны по сюжету, по своей драматической насыщенности. Но писатель не ставит задачу «развлекать» или «пугать». В острых и драматических положениях, которые он рисует, всегда высокое противопоставлено низменному, прекрасное — уродливому. Здесь постоянно звучат мотивы искренней, зачастую неразделенной любви, высокого трагедийного накала достигают столкновения добра и зла, духовной красоты и духовного уродства.
Возвышенна и благородна любовь в рассказе «Первый встречный», но вместе с тем в ней есть нечто болезненное, какая-то экзальтация, надрыв. Герой рассказа остается со своим чувством наедине. Вот как описывает он свою любовь в письме к любимой женщине: «Назовите мою любовь только безумием, потому что по-своему я счастлив и благословляю вас за то, что вы дали мне четыре года в моей жизни, четыре года томительных и блаженных страданий. В любви только надежда и желание составляют настоящее счастье. Удовлетворенная любовь иссякает, а иссякнувши, разочаровывает и оставляет на душе горький осадок... А я люблю без надежды, но все с тем же неугасимым пылом и с такой же нежностью, с тем же безумием. Я — жалкий пария, полюбивший королеву. Разве может быть королеве обидна такая любовь?»
Тема неразделенной любви очень притягательна для Куприна. Она открывала возможность передать высокий накал человеческих переживаний. Неразделенная любовь присутствует в рассказе «Гранатовый браслет». Один из героев рассказа говорит: «Любовь должна быть трагедией. Величайшей тайной в мире». Именно такая любовь Желткова. Маленький чиновник полюбил красивую княгиню. Он знал ее уже давно, но только теперь решился сказать о любви в своих письмах. Она владеет всем существом Желткова, он живет, дышит любовью и уже поэтому счастлив. Он знает, что ему не на что надеяться, да это и неважно. Его любовь односторонняя и безответная, без взаимности, но такая, о которой мечтает каждая женщина и которая далеко не к каждому приходит. Но эта любовь пробуждает княгиню Шейну ото сна. Ведь она даже помыслить не могла, что возможно такое чудо. Ничего подобного в отношениях с мужем не было. Эта ранее гордая и холодная, даже в какой-то мере неприступная аристократка идет в бедное жилище. Автор показывает любовь как величайшее таинство: «Глубокая важность была в его закрытых глазах, и губы улыбались блаженно и безмятежно, как будто он перед расставанием с жизнью узнал какую-то глубокую и сладкую тайну, разрешившую всю человеческую его жизнь». Желтков легко ушел из жизни, потому что он действительно познал великое таинство любви. К этому прикоснулась и Вера Шейна. Под звуки печальной и торжественной сонаты Бетховена пробуждается ее душа, и она начинает понимать, что это светлое, прекрасное и чистое чувство прошло мимо нее. Но любовь, какая бы она ни была, не забывается. Может быть, любовь Желткова смогла соединить две души. И «удивительная музыка, будто бы подчиняясь ее горю», шепчет ей слова, которые мог сказать только он: «Успокойся, дорогая, успокойся, успокойся. Ты обо мне помнишь? Помнишь? Ты ведь моя единая и последняя любовь. Успокойся, я с тобой. Подумай обо мне, и я буду с тобой, потому что мы с тобой любили друг друга только одно мгновение, но навеки. Ты обо мне помнишь? Помнишь? Помнишь? Вот я чувствую твои слезы. Успокойся. Мне спать так сладко, сладко, сладко».
Возвышенная и чистая любовь в повести «Олеся» сталкивается с грязным, кощунственным, невежественным суеверием. Но в то же время ни в одном из произведений Куприна, посвященных любви, не показано так вдохновенно, с такой целомудренной нежностью слияние двух сердец. Повесть «Олеся», несмотря на ее трагический финал, представляет собой поэму о высоком счастье взаимной любви.



Олеся и ее бабушка считались в деревне колдуньями. Все горе, происходившее в деревне, все несчастья приписывались этим двум женщинам. Герой рассказа испытывает неподдельный интерес к таинственности Олеси, вначале чисто профессиональный. Он считал себя писателем и поехал на Волынь в надежде собрать множество поэтических легенд, преданий и песен. Пока интерес героя к «колдунье» вызван лишь возможностью ознакомиться с легендой, возникшей вокруг нее, познакомиться с тем, как она «ворожит», услышать ее рассказы. Но пока еще о «лесной девушке» ничего неизвестно. Писатель отгораживает ее от остального мира, чтобы показать в естественной для нее обстановке прекрасной и могучей природы. Образ Олеси, поэзия ее любви отражают эстетическое отношение писателя к действительности. Подлинно прекрасное может торжествовать лишь вдали от мира, где царят чистоган и лицемерие. Встреча героя повести с Олесей произошла в довольно будничной обстановке. Но девушка казалась феей, сказочной, неземной красавицей, с ней никак не связывались представления о колдунье. В этой девушке писатель воплощает красоту и гордую силу природы, которая как бы сформировала человека по своему подобию: «Моя незнакомка, высокая брюнетка лет около двадцати — двадцати пяти, держалась легко и стройно. Просторная белая рубаха свободно и красиво обвивала ее молодую, здоровую грудь. Оригинальную красоту ее лица, раз его увидев, нельзя было позабыть, но трудно было, даже привыкнув к нему, его описать. Прелесть его заключалась в этих больших блестящих темных глазах, которым тонкие, надломленные посередине брови придавали неуловимый оттенок лукавства, властности и наивности; в смугло-розовом тоне кожи, в своеобразном изгибе губ, из которых нижняя, несколько более полная, выдавалась вперед с решительным и капризным видом». В этой девушке есть наивность «естественного человека», жившего вдали от цивилизации. Свойственна Олесе и та изменчивость настроения, которому подвержен человек, окруженный природой, то ласковой, то суровой. Первое свидание героя с Олесей происходит зимой, а последующие — весной. За время разлуки созрели чувства в душах двух людей, ощутивших живую симпатию друг к другу при первой встрече. Их неразделимо влечет смутное чувство, которое они еще не называют любовью. Короткие встречи еще больше сближают молодых людей. Во время гадания Олеся предсказывает юноше большую любовь. Эта любовь крепнет особенно во время болезни героя. Олеся не знает, почему не приходит ее любимый, терзается, тоскует. Она уже не боится своей любви, даже готова признаться, появись он здесь перед ее глазами. С глубоким тактом рисует художник переживания влюбленных. Сцена, когда герой повести впервые после выздоровления появляется в лесной хате, и сцена последующего свидания в лесу принадлежат к одним из наиболее поэтичных страниц о любви. Именно здесь, в этих сценах любви, в которых малейшее неверное слово, малейшая ошибка в описании недопустимы, писатель показывает себя глубоким психологом и большим художником: «Я помню, очень ясно помню только то, что ко мне быстро обернулось бледное лицо Олеси и что на этом прелестном, новом для меня лице в одно мгновение отразились, сменяя друг друга, недоумение, испуг, тревога и нежная, сияющая улыбка любви... И как много я читал в больших темных глазах Олеси: и волнение встречи, и упрек за мое долгое отсутствие, и горькое признание в любви... Я почувствовал, что вместе с этим взглядом Олеся отдает мне радостно, без всяких условий и колебаний, все свое существо». В этот момент влюбленным кажется, что, кроме них, в мире нет никого. Перед ними как бы открывается дорога жизни, по которой им так страстно хочется пойти вдвоем. Сцена объяснения в любви лаконична, но в ней так много сказано. Каждое слово овеяно искренностью и горячим трепетом. Писатель сумел вложить в нее какую-то первозданную силу и чистоту. Их любовь взаимна. Олеся отдает себя всю любимому человеку. Это дитя природы любит избранника чистой и светлой любовью, в которой все естественно, которой непонятны преграды и запреты цивилизованного общества. Но, к сожалению, герой повести живет в этом обществе, и для него очень важным является мнение людей, среды. Ведь не зря во время гадания Олеся сказала, что у него слабый характер. Может быть, в силу этого он не может остаться с Олесей. Да, их любовь трагична, но в ней вместе с тем живет счастье. Какую бы любовь ни описывал Куприн в своих произведениях: неразделенную, трагическую или взаимную, — везде она провозглашается великим человеческим счастьем. Может быть потому, что сама любовь и есть счастье.






Поиск
В нашей базе находится больше 10 тысяч сочинений

Лайкнуть похвалить твиттернуть и прочее

Сочинения > Гранатовый браслет > ТЕМА ЛЮБВИ В ПРОЗЕ А И КУПРИНА (1 вариант)