ТЕМА ЛЮБВИ В ПРОЗЕ А И КУПРИНА (2 вариант) - сочинение

Любовь. Великое и светлое чувство, чарующее таинство, прекрасный миг соединения двух сердец. Наверное, нет ни одного писателя, ни одного поэта, который не воспел бы это вечное чувство. Тема любви красной нитью проходит через все творчество Куприна. Как в жизни любовь никогда не бывает одинаковой, так и в творчестве писателя она окрашивается в самые разные тона и оттенки: взаимная, обещающая счастье, неразделенная, с мучительными раздумьями, трагическая, которая ведет к смерти, но смерти во имя любви.
Неразделенной любви посвящена значительная часть повести «Прапорщик армейский». Уже здесь намечаются мотивы, вдохновившие писателя на создание ряда прекрасных произведений о неразделенном чувстве и нашедшие свое наиболее художественное выражение в рассказе «Гранатовый браслет».
Отношения молодого романтика с дочерью помещика изображаются Куприным в двух ракурсах. В дневнике Лапшина это любовь, возвышенная и чистая; искренне полюбивший офицер всячески идеализирует предмет своего обожания. Но прекрасные, подлинно человеческие эти отношения лишь в воображении героя. Такой хотел бы видеть любовь и сам писатель. В ней, глубокой и чистой, как он верит, заключается возможность духовного обновления, очищения человека. Но то, что Лапшин склонен приписать непосредственности чувств, девической чистоте, душевной тонкости Кэт, — все это лишь игра юной аристократки, не успевшей еще пожить, но несущей груз усталости и пресыщения. Записи в дневнике Лапшина и письма Кэт к подруге следуют в строгом чередовании, раскрывая чувства людей, принадлежащих к разным мирам. Встреча на озере, которую Лапшин считал счастливой случайностью, на самом деле подстроена. Подготовку к ней Кэт в письме к подруге называла «облавой». А предпринята эта «облава» потому, что девицу привлекают в Лапшине мужественность, искренность. Однако она ищет лишь минутного возбуждения, каких-то новых волнений для своего пресыщенного сердца. В скромном армейском офицере она видит существо низшего порядка, ведь он человек не ее круга. Но любовь Лапшина все же прекрасна и чиста. Жаль, что мечта молодого прапорщика, как и некоторых других героев Куприна, оказывается разрушенной. Но автор провозглашает подлинно человеческие качества, как бы трагически ни складывалась судьба героев. Подлинная красота — это красота душевная, говорит писатель.
Трагичная, неразделенная любовь встречается в рассказах «Первый встречный» и «Гранатовый браслет». Герой рассказа «Первый встречный» счастлив своей любовью. Встретившись с гордой и прекрасной женщиной, он уже не может забыть ее, он уже полюбил ее, и это возвышенное чувство становится содержанием его жизни. В заключительном письме он очень точно характеризует свою любовь и душевное состояние: «Назовите мою любовь только безумием, потому что по-своему я счастлив и благословляю вас за то, что вы дали мне четыре года в моей жизни, четыре года томительных и блаженных страданий. В любви только надежда и желания составляют настоящее счастье. Удовлетворенная любовь иссякает, а иссякнувши, разочаровывает и оставляет на душе горький осадок... А я люблю без надежд, но все с тем же неугасимым пылом и с той же нежностью и с тем же безумием». Так же безответно, не надеясь на взаимное чувство, любит женщину Желтков, герой рассказа «Гранатовый браслет». Это — стихотворение в прозе, баллада о любви. Чистая, светлая и прекрасная любовь Желткова существует как нежданный подарок среди обыденщины, среди трезвой реальности и устоявшегося быта. Небывалый дар высокой и безответной любви стал «громадным счастьем» Желткова. Это поднимает его над другими героями: грубым Тугановским, легкомысленной Анной, совестливым Шейным и мудрым Аносовым. Вера Николаевна ведет привычное, как бы дремотное существование. Это спокойствие разрушает Желтков. Любовь пробуждает Веру. Уже посланные им письмо и подарок — браслет с пятью густо-красными гранатами — вызывает тревогу у героини. Вера идет попрощаться с прахом молодого человека. На лице усопшего она прочла то же самое умиротворенное выражение, как «на масках великих страдальцев» — Пушкина и Наполеона. «В эту секунду она поняла, что та любовь, о которой мечтает каждая женщина, прошла мимо нее». Под звуки бетховенской сонаты Вера в слезах боли, раскаяния, просветления постигает «жизнь, которая покорно и радостно обрекла себя на мучения... и смерть». Теперь эта жизнь навсегда останется с нею и для нее под финальный рефрен рассказа «Да святится имя твое!». Куприн плакал над рукописью «Гранатового браслета». Он говорил, что не писал ничего более целомудренного.
Трагическая и в то же время взаимная любовь у героев повести «Олеся». В повести вдохновенно и с целомудренной нежностью показано слияние двух сердец. «Олеся», несмотря на трагический финал, представляет собой поэму о прекрасном чувстве любви. Любовь Олеси и героя повести расцветает в драгоценной оправе зеленого бора, простая и глубокая, нежная и чувствительная, как природа. Эта любовь «языческая», но стыдливая и целомудренная даже в своих чувственных проявлениях. Лесная сказка кончается трагически. И не только потому, что в светлый мир Олеси врываются дикость и подлость окружающего мира. Писатель ставит вопрос более значительно. Герой искренне и глубоко любит, но он не может не считаться с мнением своей среды, общества, в котором он живет. Мысль жениться на Олесе и сначала лишь изредка приходила ему в голову. Но тут же появлялись сомнения. И дело не только в том, что общество может отвернуться от него. Дело также и в самой Олесе. Как девушка, воспитанная среди природы, свободная от всяких условностей мещанского быта, почувствует себя в модном платье? Как будет разговаривать в гостиной? У героя достаточно ума и сердца, чтобы преодолеть свои сомнения. Он готов на все, ибо жизнь без Олеси ему кажется невозможной. Но какое решение примет героиня?



Тема неразделенной любви сменяется в повести другой, постоянно звучащей в творчестве Куприна, — темой недостижимого счастья. Герой повести, увлекаемый своим чувством, закрывает глаза на будущее. Но так не может поступить Олеся. Ее любовь — «великодушная любовь». Девушка больше всего боится причинить горе любимому человеку. «Нет, нет... Ты и сам понимаешь, что об этом смешно и думать. Ну, какая я тебе жена, на самом деле? Ты — барин, ты умный, образованный, а я? Я и читать не умею. И куда ступить, не знаю... Ты одного стыда из-за меня не оберешься. Не сердись, мой дорогой! — с мольбой воскликнула она, видя по моему лицу, что мне неприятны эти слова. — Я не хочу тебя обидеть. Я ведь только о твоем счастье думаю». В этих словах вся Олеся с ее врожденным умом и великодушным сердцем. Перед нами ярко очерченный образ девушки цельной, благородной и чистой. Повесть завершается сценой, вносящей в эту лесную сказку немногие, но значительные штрихи, способствующие созданию удивительного настроения. Герой приходит в покинутую лесную избушку и видит на углу оконной рамы нитку красных бус, намеренно оставленную Олесей. Они всегда будут напоминать герою о «нежной, великодушной любви», разрушенной суровой жизнью. Говоря о произведениях Куприна на тему любви, нельзя не вспомнить одно из наиболее известных и в то же время прекрасных — «Суламифь». Это узорная, проникнутая духом восточных легенд повесть о радостной и трагической любви бедной девушки к царю и мудрецу Соломону, о любви, которая «никогда не пройдет и не забудется». Повесть навеяна библейской «Песнью песней», самой поэтической, вдохновенной, самой «земной и языческой» из библейских книг, созданной, по-видимому, на основе народной любовной лирики. В яркой библейской поэме нет отчетливого сюжета. Кажется, что она была рассчитана на тех, кто уже хорошо знал историю любви царя и простой девушки. Возникает желание знать всю историю, знать то, что скрывается за всеми этими поэтическими намеками. Это и было, наверное, источником вдохновения для Куприна. Сюжет «Суламифи» является в огромной степени порождением творческой фантазии писателя. Через всю повесть проходит противопоставление светлого и мрачного — как противопоставления любви и ненависти. Любовь Соломона и Суламифи, дающая им ни с чем несравнимую радость, описана в светлых, праздничных тонах, в мягком сочетании красок. Здесь чувственное одухотворено и озарено поэтическим светом. А в храме Озириса и Изиды, где совершаются кровавые обряды, — там отсветы дымящихся огней делают роскошь жилища зловещей. Чувства царицы и Элиафа лишены возвышенного характера. В образе Суламифи воплощена любовь, страстная и чистая, жгучая и светлая. Девушка как бы соткана из солнечных лучей. Большая чистая любовь заполняет ее целиком, она сотворила чудо — открыла перед девушкой красоту мира, обогатила ее душу. Любовь вкладывает в ее уста слова, которые раньше она не смогла бы произнести. И даже смерть не может победить силу этой любви. Суламифь умирает со словами благодарности за высшее счастье, дарованное ей Соломоном. Астис тоже прекрасна, но не светлой красотой. Ее злая воля приводит события к трагической развязке. Царица, обещая свою любовь одному из царских телохранителей, Элиа- ву, побуждает его убить Суламифь. Он выполняет приказ, за что казнен Соломоном. Пораженная мечом Эли- ава, Суламифь говорит Соломону: «Благодарю тебя, мой царь, за все: за твою любовь, за твою красоту, за твою мудрость, к которой ты позволил мне прильнуть устами, как к сладкому источнику... Никогда не было и не будет женщины счастливее меня». А в словах прощания Соломона с Суламифью заключен сокровенный смысл повести: «До тех пор, пока люди будут любить друг друга, пока красота души и тела будет самой лучшей и самой сладкой мечтой в мире, до тех пор, клянусь тебе, Суламифь, имя твое во многие века будет произноситься с умилением и благодарностью». Тема любви никогда не иссякала в купринской прозе. Писатель всегда и всюду благословлял Любовь. Он посылал «великое благословение всему: земле, водам, деревьям, цветам, небесам, запахам, людям, зверям и вечной благости и вечной красоте, заключенной в женщине».






Поиск
В нашей базе находится больше 10 тысяч сочинений

Лайкнуть похвалить твиттернуть и прочее

Сочинения > Гранатовый браслет > ТЕМА ЛЮБВИ В ПРОЗЕ А И КУПРИНА (2 вариант)