Анализ текста – Драма «Гроза» - сочинение

В драматургическом произведении в отличие от эпического (роман, повесть, рассказ) средством Психологической характеристики Героев являются прежде всего их Действия И Бытовой диалог. Характеры действующих лиц раскрываются постепенно, по мере созревания и разрешения Драматургического конфликта. Остановимся на ключевых моментах в развитии конфликта «Грозы» и понаблюдаем, как постепенно нам открываются характеры героев. Действие I. Что мы узнаем о городе и его «жестоких нравах» из 1-4 явлений! Почему семейство Кабановых появляется только в 5 явлении?

Что мы узнаем о прошлом Катерины (явл. 7)? Что означает реплика Варвары (Катерине): «Я хуже тебя!»? Название литературного произведения, как правило, имеет важную смысловую нагрузку. В пьесе «Гроза» - это многозначный Образ-символ. В какой момент в I действии раздаются удары грома? Действие II. Явления 3-4. Сцена прощания мужа с женой. Чего надобно Кабанихе от Катерины? Явление 4 - яркий пример так называемого «диалога глухих». Тихон явно не понимает жену: «Не разберу я тебя, Катя! » Попытайтесь объяснить психологические мотивы поведения Катерины. Сцена с ключом (явл. 9-10) - ключевая в развитии конфликта. Если Формальной завязкой Можно считать отъезд Тихона, то в явлении 10 завязка, так сказать, Психологическая: Катерина решила признаться самой себе в любви к Борису, которая в ее глазах - величайший грех. (А Катерина - глубоко верующая.) Эта Решимость Катерины проявляется в ее словах и действиях: Вначале она отталкивает ключ: «На что! Не надо! Не надо!» Потом, держа ключ в руках, признается самой себе: «Вот хоть я теперь! Живу, маюсь, просвету себе не вижу. Да и не увижу, знать!» Испугавшись чьих-то шагов и спрятав ключ в карман: «Ну уж, знать, так тому и быть... что я Себя Обманываю? Мне хоть умереть, да увидеть его... » Действие III. Подумайте, зачем в пьесу введены рассказы Феклуши о «последних временах» (Д. III, Явл. 1), диалог горожан о «геенне огненной» и «Литве, с неба упавшей» (Д. IV, явл. 1)? Явление 3. Зеркальное повторение диалога Катерины и Тихона (Д. II, явл. 4). Борис точно так же не способен понять Катерину, ее душевную борьбу и смятение. Когда в начале действия Феклуша говорит о Москве, возникает чувство, будто бы Москва и Калинов разделены не только в пространстве, но и во времени. В Москве Содом, «суетный народ бегает», а в Калинове, кажется, все та же жизнь, что и века назад, словно время остановилось, застыло. На этот «рай и тишину обрушивается Кулигин (явл. 3), хотя он и сам со своим перпетуум-мобиле, стихами Ломоносова и Державина, манерой выражаться тоже будто из прошлого, XVI-II века. Но и над этим замкнутым, застывшим (в раю времени нет) миром сгущаются тучи. «...ведь мне не замолить этого Греха, Не замолить никогда!.. Зачем ты моей погибели хочешь? » - мучится Катерина, задыхаясь в этом «раю». Феклуша произносит это же слово - «грех»: «Дни-то и часы все те же как будто остались, а время-то, за наши Грехи, Все короче и короче делается...» Действие IV. «...как бы гроза не собралась? » - первая реплика IV действия. После слов Варвары о возвращении Тихона раздается удар грома. Подумайте, сумасшедшая барыня дважды появляется в пьесе: в I действии 8 явлении, после признания Катерины, и в IV действии 6 явлении? Обратите внимание, что в обоих случаях речь барыни о красоте. Покаяние Катерины (6 явл.) - Кульминация пьесы, Наивысшая точка развития конфликта. Подумайте, почему Катерина признается в грехе принародно? В пьесе все герои толкуют О воле. Катерина Тоскует о вольной жизни в родном доме, при первом свидании с Борисом говорит: «...нет у меня Воли, Кабы была у меня Своя воля, Не пошла бы я к тебе...» Перед смертью просит у Бориса прощения: «Не хотела я тебе зла сделать, да в себе Не вольна Была». Борис на вопрос Кулигина, почему он терпит издевательства Дикого, отвечает: «Уж какая охота... Неволя!» Катерине на просьбу взять с собой отвечает (почти как и Тихон в подобной ситуации): «Нельзя мне... Не по своей Я Воле Еду: дядя посылает». Тихон: «Я, кажется, маменька, из вашей воли ни на шаг... Да я, маменька, и не хочу своей волей жить. Где уж мне своей волей жить». Кабанова после покаяния Катерины бросает сыну: «Вот куда Воля-то Ведет! » Подумайте, какой смысл вкладывает в это слово каждый из героев? Действие V. Явление 4. Психологическая развязка конфликта; ясно, что Внутренне Катерина Уже решилась: «Мне что домой, что в могилу! В могиле лучше...», Формальная развязка - явления 5-6. Подумайте, почему некоторые последовате ли называют драму Островского трагедией (трагедия - драматургический жанр, основан ный на трагической коллизии (неразрешимом конфликте) героев)? Долгое время вслед за трактовкой пьесы Добролюбовым критика видела в Катерине не просто жертву (хотя и восставшую) самодурства, а чуть ли не провозвестницу новой жизни, грядущих перемен. Но так ли это? Любовный треугольник (Тихон - Катерина - Борис) - не главное в пьесе. Основнойконфликт - противостояние Катерины и Кабанихи. Обе они - из одного мира, мира старого патриархального уклада жизни. Но если Катерина - душа этого мира, то Ка-баниха - блюстительница всего того темного, кондового, мрачного, что всегда было (и есть) в рус







Поиск
В нашей базе находится больше 10 тысяч сочинений

Лайкнуть похвалить твиттернуть и прочее

Сочинения > Гроза > Анализ текста – Драма «Гроза»