👍Сочинение Две гибели Катерины Кабановой и Ларисы Огудаловой (по пьесам А Н Островского «Гроза» и «Бесприданница») Гроза
Две гибели Катерины Кабановой и Ларисы Огудаловой (по пьесам А Н Островского «Гроза» и «Бесприданница») - сочинение

Катерина и Лариса — главные героини самых известных и любимых читателями произведений А. Н. Островского — «Гроза» и «Бесприданница». Действия этих пьес разворачиваются в купеческих городах на Волге: в уездном Калинове («Гроза») и губернском Бряхимове («Бесприданница»), В «Грозе» показано «темное царство», которое живет по своим неписаным законам. После описываемых в этой пьесе событий проходит двадцать лет, и перед нами предстает Бряхимов, который существенно отличается от Калинова. Нет здесь больше слепого подчинения слабых сильным, основанного на патриархате. Теперь миром правят цинизм, холодная расчетливость и тугие кошельки. Изменяются и сами купцы. Это дельцы нового времени, владельцы крупных торговых предприятий, которые узнают последние новости из Парижа, а не от Феклуши, и одеваются соответственно моде. В Бряхимове более свободные нравы, чем в Калинове, и темп жизни не такой медлительный и скучный. Но, несмотря на все изменения, произошедшие за это время, в этом мире по- прежнему нет места любви. Раньше она была просто не нужна, а теперь — это товар, который можно приобрести за деньги или разыграть в орлянку.
На этом фоне появляются неординарные личности, которые по-своему восстают против законов этого мира и пытаются отстаивать свои интересы.
Кажется, нет ничего общего у Ларисы с Катериной: они живут в разных городах, в разное время. Но это лишь внешнее, поверхностное различие. При более внимательном прочтении станет понятно, что они очень похожи: обе героини находятся в конфликте с окружающим миром, их судьбы трагичны и в обоих случаях заканчиваются смертью.
Катерина кончает жизнь самоубийством, а Ларису убивает ее жених Карандышев.
Почему же так по-разному героини уходят из жизни?
Катерина, стоя на высоком обрыве, размышляет о том, что нельзя ей больше жить, что жизнь для нее — грех, и бросается в Волгу. Она сама решает свою судьбу, а вот Лариса не может сделать этого, хотя и ей предоставляется точно такая же возможность. Островский как будто специально помещает свою героиню в ранее описанную ситуацию: Лариса, как и Катерина, стоит на холме, смотрит вниз, на Волгу, и решает для себя вопрос жизни и смерти. Кажется, ей остается сделать шаг, всего лишь один шаг вперед, и... Но нет у Ларисы сил, чтобы сделать его, хотя ей тоже жить незачем. Но она хочет «жить, хоть как-нибудь, да жить, когда нельзя жить и не нужно». И вместо того чтобы шагнуть вперед, она надеется, что ее кто-нибудь убьет. И ее желание исполняется: в порыве ревности и злобы Карандышев убивает ее из своего пистолета.
Почему же у Ларисы не хватило смелости совершить самоубийство? Могла ли при ее воспитании взяться решительность для такого поступка?
Катерина воспитана в патриархальных традициях. Она очень религиозна, и все ее желания и стремления искренни. Это очень цельная, свободолюбивая и сильная натура. Детство Ларисы проходит в «цыганском таборе», поэтому нет в ее характере цельности и решительности Катерины. Воспитание, полученное героинями, сыграет большую роль в поступках, приведших их к гибели. И в трудный момент оно поддержит Катерину, даст ей силы уйти из жизни. А Лариса не найдет этой опоры и даже согласится стать вещью, содержанкой, но от этого позора ее спасет выстрел Карандышева.
Смерть Катерины — это ее внутренний протест против законов «темного царства», это ее стремление к свободе, воле, это единственный выход, который представился ей, «и другого нельзя было ожидать среди той обстановки, среди которой она находится», как писал Добролюбов. Катерина Кабанова погибает не потому, что не находит любви ни в своем муже, ни в возлюбленном, а потому, что не может свыкнуться с окружающей действительностью. Она не хочет жить на коленях и пытается найти выход из создавшегося положения. Катерина ищет свободы, свободы души и, не найдя ее, решает расстаться с жизнью, ни о чем не жалея.



Лариса же мечтает о любви, о большой любви и погибает, потому что не может найти ее в этом мире. Огудалову обманывают и Паратов, которого она считала идеальным мужчиной, и ее жених. Она говорит: «Я любви искала и не нашла... Я не нашла любви, так буду искать золота». Но она не сможет быть лишь дорогой игрушкой, содержанкой, не сможет жить без любви, потому что есть люди, которые не могут обойтись без этого чувства, и Лариса относится к их числу. И смерть — это тоже единственный ее выход, ее спасение от всего того, что могло ожидать ее в этом мире. Выстрел Карандышева избавляет ее от возможного падения. Гибель Ларисы никак не влияет на окружающих. Праздник продолжается, поет громкий хор цыган. А вот самоубийство Катерины влечет за собой череду событий, которые так или иначе пошатнут устои «темного царства». Многие, в той или иной степени, высказывают свое неудовольствие существующим порядком. Тихон впервые бросает обвинение в лицо матери, Кулигин высказывает радость, что Катерина наконец-то свободна от земных оков. Ясно, что это начало будущих перемен. Гибель Катерины — это молчаливый упрек тем, кто слепо подчиняется жестоким законам безнравственности. Катерина, стоя над бездной, шагнет вниз, но не упадет, а полетит и станет свободной. А Лариса не сможет сделать этого шага, не сможет вырваться из пропасти и освободиться от земной суеты. Да, многое изменилось, но по-прежнему нет в этом мире места не только настоящему чувству, но и вере, нравственности, искренности, поэтому не могут существовать в «темном царстве» люди, стремящиеся к этим идеалам, так как нет здесь места человеческой личности. Этот мир побеждает, угнетает натуру, но не потому, что он сильнее, а потому, что представителей этого «царства» гораздо больше. Вот почему так трагична судьба Катерины и Ларисы, бросивших вызов своим угнетателям. И единственный выход для них, спасение от неволи, пошлости, разврата и моральной грязи — смерть. Только так они обретут свободу. Процесс развития личности связан не только с приобретениями, но и с утратами: человек раскрепощается внешне, но теряет свою внутреннюю цельность. Вот почему нет у Ларисы сил, чтобы совершить самоубийство. И не разорвет она цепей, которые сковывают ее, не сможет стать «чайкой», чтобы полететь и быть свободной, как «вечно чистая» Катерина.






Поиск
В нашей базе находится больше 10 тысяч сочинений

Лайкнуть похвалить твиттернуть и прочее

Сочинения > Гроза > Две гибели Катерины Кабановой и Ларисы Огудаловой (по пьесам А Н Островского «Гроза» и «Бесприданница»)