Сочинения > Гроза > Жанровая природа и основной конфликт драмы А Н Островского «Гроза»
Жанровая природа и основной конфликт драмы А Н Островского «Гроза» - сочинение


Основной конфликт драмы «Гроза» А. Н. Островского
СМЫСЛ НАЗВАНИЯ ДРАМЫ «ГРОЗА» А.Н. ОСТРОВСКОГО
Смысл названия драмы А.Н.Островского «Гроза»



Драма «Гроза» — не только одна из вершин творчества А. Н. Островского, но и крупнейшее литературно-общественное событие. Произведение сразу же привлекло к себе внимание критиков: А. Н. Добролюбов, Д. М. Писарев и многие другие откликнулись на него интересными статьями. Драма А. Н. Островского глубоко своеобразна и по жанровой природе, и по природе конфликта. На первый взгляд, «Гроза» — социально-бытовая драма. Как и в любой драме такого рода, здесь воспроизведен быт во всей его конкретности: вот купец Дикой «ругательски ругает» бедного родственника Бориса, вот Кабаниха «поедом ест свою невестку». Все эти явления характерны для купеческого быта. В драме есть герои, которые не принимают прямого участия в развитии действия, но необходимы для создания бытового колорита. Таковы странница Феклуша, Дикой, Кудряш и Варвара. Но если вдуматься, это, скорее всего, трагедия. Ведь вдрамати- ческом произведении главное — это конфликт, противостояние различных социальных и духовных сил. И его характер определяет жанр произведения. Если конфликт «Грозы» определять как столкновение между невесткой и самодуркой-свекровью, если видеть в Катерине только жертву семейного гнета, то и произведение можно воспринимать как бытовую драму. Но если увидеть, что в драме сталкиваются две исторические эпохи, что гибель Катерины — результат этой ошибки, — тогда перед нами трагедия. Трагический конфликт двух поколений сконцентрирован в образах Катерины и Кабанихи. Обе они максималистки, обе они никогда не примирятся с человеческими слабостями и не пойдут на компромисс. Обе, наконец, веруют одинаково: религия их беспощадна, греху нет прощения. Только Кабаниха вся прикована к прошлому, все ее силы направлены на отстаивание уклада, она — блюститель окостеневшей формы, патриархального мира. Катерина же воплощает дух этого мира, его мечту и его порыв к новому.  Но в «Грозе» существует не только конфликт между персонажами. Внутренний конфликт Катерины также носит трагический характер. Вера и любовь — вот что сталкивается в ее душе. Безусловно, религиозность героини является основой ее душевной жизни. Не случайно первое, что говорит о ней Борис, «Как она молится!» и сама Катерина в своих монологах постоянно возвращается к ощущениям, пережитым в церкви. Но и проснувшееся чувство любви оказывается всеобъемлющим, властно подчиняющим себе душу Катерины. Даже перед самоубийством она думает больше всего о Борисе. «Друг мой! Радость моя! Прощай!» — таковы ее последние слова. Однако это чувство воспринимается Катериной как страшный, несмываемый грех, ведь любовь к чужому человеку для нее, замужней женщины, есть нарушение нравственного долга. Две половины ее души пришли в противоречие, и нет из этого противоречия иного выхода, кроме смерти. Драма «Гроза» — уникальное произведение и по жанру, и по конфликту. К нему будут возвращаться новые и новые поколения читателей.

Похожие сочинения


Основной конфликт драмы «Гроза» А. Н. Островского
СМЫСЛ НАЗВАНИЯ ДРАМЫ «ГРОЗА» А.Н. ОСТРОВСКОГО
Смысл названия драмы А.Н.Островского «Гроза»

ТОП 3 популярных


  1. Сочинение на тему интересная встреча
  2. Сочинение на тему описание друга
  3. Когда моя мама училась в школе?

Поиск
В нашей базе находится больше 10 тысяч сочинений

Лайкнуть похвалить твиттернуть и прочее





ИЗ ЭТОЙ КАТЕГОРИИ