ИДЕЯ ОБРЕЧЕННОСТИ «ТЕМНОГО ЦАРСТВА» В ДРАМЕ А Н ОСТРОВСКОГО «ГРОЗА» - сочинение

Драма Островского «Гроза» — самое значительное произведение известного драматурга, основоположника русской бытовой драмы. Она была написана в 1860 г. в период общественного подъема, когда трещали устои крепостничества и в душной атмосфере крепостной действительности собиралась гроза.
Пьеса Островского переносит нас в купеческую среду, где домостроевские порядки поддерживались наиболее упорно. Жители провинциального города живут замкнутой и чуждой общественным интересам и нововведениям жизнью, в неведении того, что творится в мире, в невежестве и равнодушии. Круг их интересов ограничен рамками домашних забот и досужих сплетен. За внешним спокойствием жизни кроются дикие нравы, темный быт самодуров, не признающих человеческое достоинство.
Представителями «темного царства» являются Дикой и Кабаниха. Первый — законченный тип купца-самодура, смысл жизни которого заключается в том, чтобы любыми средствами сколотить капитал. Островский списал этот тип из жизни. Властная и суровая Кабаниха — еще более зловещая и мрачная представительница домостроя. Она строго соблюдает все обычаи и порядки патриархальной старины, поедом «ест» домашних, при этом она ханжески одаряет нищих, изображая смирение, не терпит ни в ком проявления личной воли.
Островский рисует Кабаниху как убежденную защитницу устоев «темного царства». Но даже в своей семье, где все безропотно ей подчиняются, она видит пробуждение чего-то нового, чуждого и ненавистного ей. И Кабаниха горько сетует, чувствуя, как жизнь разрушает привычные для нее отношения: «Ничего-то не знают, никакого порядка. Про- ститься-то путем не умеют. Так-то вот старина-то и выводится. Что будет, как старики перемрут, как будет свет стоять, уж и не знаю. Ну, да уж то хорошо, что не увижу ничего». Под этой смиренной жалобой Кабанихи — человеконенавистничество, неразлучное с религиозным ханжеством.
Развитие действия в «Грозе» постепенно обнажает конфликт драмы. Еще велика власть Кабанихи и Дикого над окружающими. «Но чудное дело, — пишет Добролюбов в статье «Луч света в темном царстве», — самодуры русской жизни начинают, однако же, ощущать какое-то недовольство и страх, сами не зная перед чем и почему.., выросла другая жизнь, с другими началами, и хотя далеко она, еще и не видна хорошенько, но уже дает себя предчувствовать и посылает нехорошие видения темному произволу самодуров». Таково «темное царство» — воплощение всего строя жизни крепостной России: бесправие народа, произвол, угнетение человеческого достоинства, неценность человеческой жизни.
В этот мир Диких и Кабаних попадает Катерина — натура поэтическая, мечтательная, свободолюбивая. Мир ее чувств и настроений сформировался в родительском доме, где она была окружена заботой и лаской матери. В атмосфере ханжества и назойливости, мелочных придирок и издевательства конфликт между «темным царством» и душевным миром Катерины зреет постепенно. Катерина терпит лишь до поры. «А уж коли мне очень  



здесь опостылеет, так не удержать меня никакой силой. В окно выброшусь, в Волгу кинусь, не хочу здесь жить, так не стану, хоть ты меня режь!» — говорит она. Не найдя отзвука в сердце недалекого и забитого мужа, ее чувства обращаются к человеку, непохожему на всех окружающих. Любовь к Борису вспыхнула с силой, свойственной такой впечатлительной натуре, как Катерина, она стала смыслом жизни героини. Катерина вступает в конфликт не только с окружающей средой, но и с самой собой. В этом заключен трагизм положения героини. Если бы драма завершалась сценой покаяния, в ней была бы показана непобедимость «темного царства». Но драма завершается нравственной победой Катерины и над силами, сковывавшими ее свободу, и над темными представителями, сковывавшими ее волю и разум. Катерина решается на самоубийство. Самоубийство героини — это протест против никчемной жизни, вызов темным силам царства домостроя. Если женщина, самое бесправное существо, да еще в темной, косной среде провинциального купечества, не может больше мириться с гнетом «самодурной силы», значит, среди обездоленных, забитых людей зреет возмущение, которое должно побудить народ к решительной борьбе. Для своего времени, когда Россия переживала период громадного общественного подъема перед крестьянской реформой, драма «Гроза» имела огромное значение. Она показывала, что «темное царство» обречено, что новые идеи гуманизма и равноправия все больше завладевают умами людей. Пока мракобесие еще сильно, потому что охраняется законами. Но существуют и другие законы — законы добра, справедливости, свободы воли. Провозвестником новой эпохи борьбы стал образ Катерины. Образ Катерины принадлежит к лучшим образам женщин не только в творчестве Островского, но и во всей русской и мировой художественной литературе.






Поиск
В нашей базе находится больше 10 тысяч сочинений

Лайкнуть похвалить твиттернуть и прочее

Сочинения > Гроза > ИДЕЯ ОБРЕЧЕННОСТИ «ТЕМНОГО ЦАРСТВА» В ДРАМЕ А Н ОСТРОВСКОГО «ГРОЗА»