СМЫСЛ НАЗВАНИЯ ДРАМЫ «ГРОЗА» А Н ОСТРОВСКОГО - сочинение

Где ты, гроза — символ свободы?
А.С. Пушкин
Пьеса А.Н. Островского «Гроза» была написана по материалам поездки Островского в 1856 г. по Волге. Драматург задумал написать цикл пьес о провинциальном купечестве, который должен был бы называться «Ночи на Волге». Но, к сожалению, весь замысел так и не был осуществлен. В 1859 г. была написана первая драма из этого цикла — драма «Гроза», и только 10 лет спустя — «Бесприданница». После выхода из печати и постановки драмы Островского «Гроза» современники увидели в ней призыв к обновлению жизни, к свободе, ведь написана она была в 1860 г., когда все ждали отмены в стране крепостного права.
В центре пьесы — общественно-политический конфликт между хозяевами жизни, представителями «темного царства» и их жертвами. На фоне прекрасного пейзажа рисуется невыносимая жизнь простого люда. В своей драме Островский часто использует прием психологического параллелизма, когда состояние природы соотносится с состоянием души героев. Поначалу картины волжской природы спокойны и умиротворяющи, такой же на первый взгляд является и жизнь семьи купцов Кабановых. Но вот картина природы начинает постепенно меняться: небо заволакивают тучи, слышны удары грома. Приближается гроза, но только ли в природе происходит это явление? Нет. Гроза нависла над всем мрачным царством деспотизма и самодурства. Так что же все-таки подразумевается автором под грозой?
В этом названии скрывается глубокий смысл, оно многозначно. Впервые это слово мелькнуло в сцене прощания с Тихоном. Он говорит: «... Недели две никакой грозы надо мной не будет». Тихону хочется хотя бы ненадолго избавиться от чувства страха и зависимости — ведь он тоже по-своему несчастен. В произведении Островского под грозой подразумеваются страх и освобождение от него. Это и страх, который нагоняют на окружающих деспоты и тираны, и страх возмездия за грехи. «Гроза-то нам в наказание посылается», — поучает Дикой Кулигина. Власть этого страха распространяется на многих героев драмы и не проходит даже мимо Катерины.



Образ Катерины является самым ярким образом в пьесе Островского «Гроза». Н.А. Добролюбов, подробно анализируя образ Катерины, назвал ее лучом света в темном царстве. Это так и есть, поскольку все качества этой героини — и плохие, и хорошие — настоящие, искренние. Катерина религиозна и считает грехом то, что она полюбила Бориса. Она искренне считает, что заслуживает наказания и должна раскаяться: «Я и не знала, что ты так грозы боишься», — говорит ей Варвара. «Как, девушка, не бояться! — отвечает Катерина. — Всякий должен бояться. Не то страшно, что убьет тебя, а то, что смерть вдруг застанет, какая ты есть, со всеми твоими грехами». Один лишь механик-самоучка Кулигин, являющийся символом творчества и неистребимого жизнелюбия русского народа, не боится грозы. Он видит в ней зрелище величественное и красивое, но совсем не опасное для человека, который легко может унять ее разрушительную силу с помощью простейшего шеста-громоотвода. Обращаясь к толпе, объятой суеверным ужасом, Кулигин говорит: «Ну чего вы боитесь, скажите на милость. Каждая теперь травка, каждый цветок радуется, а мы прячемся, боимся, точно напасти какой!.. У вас все гроза!.. Изо всего-то вы себе пугал наделали. Эх, народ. Я вот не боюсь». В атом монологе изобретателя-самоучки видна вера самого автора в мощь прогресса, просвещения и науки; вера в то, что люди науки победят мрак «темного царства». Если в природе гроза уже началась, то в жизни по дальнейшим событиям видно ее приближение. Подтачивает темное царство разум, здравый смысл Кулигина; высказывает свой протест Катерина, хотя и бессознательны ее действия, но она не хочет примириться с мучительными условиями жизни и сама решает свою судьбу. Она бросается в Волгу, чтобы сохранить право на свободу в жизни и в любви. Тем самым она одержала нравственную победу над «темным царством». Во всем этом заключается главное значение реалистического символа — символа грозы. Однако он не однозначен. В любви Катерины к Борису есть что-то стихийное, природное, как и в грозе. Однако любовь должна приносить радость, но у Катерины это не так, хотя бы потому, что она — замужняя женщина. Но Катерина не боится этой «греховной» любви, как не боится грозы Кулигин. Она говорит Борису: «...Коли я для тебя греха не побоялась, побоюсь ли я людского суда?» Гроза скрыта в самом характере героини — она неподвластна никаким условностям и ограничениям. Она сама признается, что еще в детстве, кем-то обиженная, убежала из дома и уплыла одна в лодке по Волге. Мечтательная, честная, искренняя, доброжелательная к людям, Катерина особенно тяжело воспринимает гнетущую атмосферу мещанского общества. Ее поступок так же, как и гроза, нарушил дремотную духоту провинциального мирка, принес свободу и обновление жизни. Пьеса была воспринята современниками как острое обличение существующих в стране порядков. Н.А. Добролюбов так говорил о драме Островского: «Гроза» есть, без сомнения, самое решительное произведение Островского... В «Грозе» есть что-то освежающее и ободряющее. Это «что-то» и есть, по нашему мнению, фон пьесы, указанный нами и обнаруживающий шаткость и близкий конец самодурства...» Современники однозначно видели в драме протест против угнетения личности в условиях крепостничества, для них был важен социальный подтекст пьесы. Однако смысл названия глубже. Островский протестует против всякого оскорбления личности, против подавления свободы чувств и выбора. Злободневный смысл драмы ушел, но пьеса «Гроза» осталась актуальной и в наши дни. Как бы критики ни расценивали характер и поступок Катерины, она, бесспорно, вызывает сочувствие у читателей и зрителей.






Поиск
В нашей базе находится больше 10 тысяч сочинений

Лайкнуть похвалить твиттернуть и прочее

Сочинения > Гроза > СМЫСЛ НАЗВАНИЯ ДРАМЫ «ГРОЗА» А Н ОСТРОВСКОГО