Акмеизм и поэзия Н С Гумилева - сочинение

1.	Общая характеристика акмеизма.
2.	Творческий путь Н. Гумилева.
3.	Особенности лирики Н. Гумилева.
Акмеизм пришел на смену вырождающемуся символизму, поэтому мироощущение акмеистов сходно с мироощущением поэтов-символистов. Многие акмеисты считали своим учителем И. Анненского, которого с полным основанием можно считать символистом. Само слово акмеизм означает «высшая степень чего-либо, расцвет». Возникнув в 1910-х годах, акмеизм возвратил поэзии ее простоту и выразительность, точность значения каждого слова. Другое его название, «адамизм», расшифровывается как «мужественно-твердый и ясный взгляд на жизнь». Программа акмеизма декларировалась в феврале 1912 года и воплотилась в стихах Гумилева из сборника того же года «Чужое небо».
Литературный вкус Николая Степановича Гумилева формируется под влиянием И. Анненского, директора гимназии в Царском селе, где учился юный Гумилев.
Во время обучения в Петербургском университете Гумилев знакомится с Вяч. Ивановым, много печатается, читает труды Ф. Ницше и стихи символистов, издает сборник «Жемчуга», участвует в организации журнала «Аполлон», где ведет постоянную рубрику «Письма о русской поэзии» в качестве критика. Его сборники «Путь конквистадоров» (1905) и «Романтические цветы» (1908) изолированы от современного Гумилеву мира. Но в них затронута тема его поэзии: сколь много достиг поэт, и какие возможности перед ним открыты. Он стремится сделать поэзию своей религией. Экзотика его стихов противопоставлена миру действительности, его герой - отважный завоеватель, искатель приключений.
Я конквистадор в панцире железном,
Я весело преследую звезду,
Я прохожу по пропастям и безднам И отдыхаю в радостном саду...
Я пропастям и бурям вечный брат,
Но я вплету в воинственный наряд Звезду долин, Лилею голубую.
...Как всегда был дерзок и спокоен И не знал ни ужаса, ни злости,
Смерть пришла, и предложил ей воин Поиграть в изломанные кости.
...Быстрокрылых ведут капитаны - Открыватели новых земель.
Для кого не страшны ураганы,
Кто изведал мальстремы и мель.
В 1911 году возникает «Цех поэтов». В него входят Н. Гумилев, А. Ахматова, С. Городецкий, О. Мандельштам, Г. Иванов, М. Зенкевич. Печатались акмеисты в ежемесячнике М. Лозинского «Гиперборей». Всем им свойственен мужественно твердый и ясный взгляд на жизнь, их творчество наполнено ритмами живого языка.
Гумилев начинал как символист и на его переломе перешел в акмеизм, став одним из его ведущих представителей.
Акмеизм объявляют наследником символизма, Гумилев в статье 1913 года «Наследие символизма и акмеизм» призывает вернуться к «вещности» окружающего мира. Он говорит о том, что символизм закончил свой круг развития и падает, а акмеизм, чтобы быть достойным преемником, должен принять наследство символизма и ответить на все поставленные им вопросы.
Акмеисты придерживались мнения, что непознаваемое нельзя познать, но можно о нем всегда помнить, не оскорбляя догадками. Низводить теологию до литературы акмеисты не хотят. В. Шекспира, Ф. Рабле, Ф. Вийона и Т. Готье Гумилев называет краеугольными камнями для здания акмеизма. Акмеисты примиряются с действительностью, жизнь они воспринимают с особой остротой, но не восхищаются миром, принимаемым ими безоговорочно. Они упрощают поэтический язык, возвращают любому слову точное значение.
В поэтическом творчестве Гумилева нет лирического героя, он не был лириком. Его стихи наполнены романтикой, уводящей далеко от реальности. Поэзия Гумилева периода акмеизма отличается чеканностью стиха, виртуозным владением формой, строгостью и выверенностью композиции, четкостью в сочетании слов, тяготеет к зрительным образам.
В узких вазах томленье умирающих лилий.
Запад был медно-красный. Вечер был голубой.
Но вот мне приснилось, что сердце мое не болит,
Оно - колокольчик фарфоровый в желтом Китае На пагоде пестрой... Висит и призывно звенит,
В эмалевом небе дразня журавлиные стаи.



В. М. Жирмунский отмечал у Гумилева «эпиграмматичность строгой словесной формулы». Поэт вводит в свои стихи повествовательный элемент и придает им балладную форму. Первое акмеистическое произведение Николая Гумилева - поэма «Блудный сын» из сборника «Чужое небо» (1912). Нет дома, подобного этому дому! В нем книги и ладан, цветы и молитвы! Но видишь, отец, я томлюсь по иному: Пусть в мире есть слезы, но в мире есть битвы. На то ли, отец, я родился и вырос, Красивый, могучий и полный здоровья, Чтоб счастье побед замети мне твой клирос И гул изумленной толпы - славословья. Я больше не мальчик, не верю обманам, Надменность и кротость - два взмаха кадила, И Петр не унизится пред Иоанном, И лев перед агнцем, как в сне Даниила. Библейскими и античными образами, обращением к классике наполнен этот сборник. Со временем повествовательное начало у поэта усиливается. Книга «Колчан» (1916), кроме стихов о войне, включает и довоенные. В последний период творчества Гумилев существовал вне школ и направлений. «Если мы проследим пройденный Гумилевым творческий путь, мы не найдем на всем его протяжении почти никаких отклонений от раз поставленной цели. Стремление к ней, сначала инстинктивное, с годами делается все более сознательным и волевым. Цель эта — поднять поэзию до уровня религиозного культа, вернуть ей, братающейся в наши дни с беллетристикой и маленьким фельетоном, ту силу, которою Орфей очаровывал даже зверей и камни. В этом пафос поэзии Гумилева, в этом смысл ее для самого поэта», - писал Г. Иванов в статье «О поэзии Н. Гумилева». Он говорит о том, что уже в первых сборниках поэта идея его творчества выражена отчетливо, но образы слишком театральны, чтобы быть естественными. В «Чужом небе», по мнению критика, «голос Гумилева становится много сдержанней, человечней и естественней, нисколько не теряя богатства интонаций... он видит мир таким, как он есть». А в «Колчане» и «Костре» поэзия Гумилева делается еще богаче. Он пишет о своем поэтическом предназначении. Ни шороха полночных далей, Ни песен, что певала мать, Мы никогда не понимали Того, что стоило понять. И, символ горнего величья, Как некий благостный завет, - Высокое косноязычье Тебе даруется, поэт. Для его стихов характерным является образ сильного героя, воина-поэта, изысканный поэтический язык. Главная особенность его поэзии - то, что Д. Святополк-Мирский назвал «элементом мужественного романтизма». Поэтическая традиция Гумилева опирается на принцип строгого отбора поэтических средств, сочетание патетики, напряженного лиризма и легкой иронии. В его творчестве сконцентрирован опыт всего постсимволистского поколения.






Поиск
В нашей базе находится больше 10 тысяч сочинений

Лайкнуть похвалить твиттернуть и прочее

Сочинения > Гумилев > Акмеизм и поэзия Н С Гумилева