Мистические и символические образы в поэме А А Блока «Двенадцать» - сочинение

1.	Значение скрытых символов.
2.	Ведущие и ведомые.
3.	Ритмический рисунок поэмы.
4.	Революция и душа.
Данное произведение великого русского поэта Александра Блока в течение длительного времени упоминалось в литературе как «поэма, посвященная Великой Октябрьской революции», при этом глубочайший его смысл и образы, скрытые в тени многочисленных символов, не принимались во внимание и, возможно, не понимались многими читателями советского периода.
Талантливый поэт использует многообразие существующих и придуманных им самим символов в полной мере: «говорящими» оказываются имена, числа, окружающая обстановка, цвета и т. п.
В первой части поэмы автор сразу же создает атмосферу будущего произведения, обозначая перед читателем контраст «черный вечер — белый снег». Разделение окружающего мира на две части: темную и светлую, — противопоставление добра и зла — именно это скрывается за, казалось бы, простым определением.
Далее это определение снова встречается, уже дополненное другими цветами: рядом с «белыми розами» оказываются «красный флаг», «красная гвардия». Красный цвет — это оттенок крови, сигнал о будущих войнах, смертях.
Снежная буря, бушующая на улице, — очень важный мотив, присутствующий в поэме. Пурга, сильный снегопад, вьюга в представлении большинства людей ассоциируются с чем-то мистическим, связанным с нечистой силой (вспомним пушкинские строки: «Домового ли хоронят, ведьму ль замуж выдают»). И ярким контрастом на фоне этого безумия выглядит идущий впереди Исус Христос. И двенадцать красноармейцев становятся двенадцатью его апостолами (не случайно Блок упоминает имена двоих участников событий — Андрюха и Петруха). Бездомный пес, увязавшийся следом за процессией, — «нечистое животное», упоминаемое во многих религиях как существо, связанное с Дьяволом, оно ассоциируется с бесом, толкающим людей на плохие поступки. Пес как бы направляет идущих по улице красноармейцев, следит, чтобы они не свернули со своего пути. Таким образом, автор, как мне кажется, подводит нас к выводу о том, что революция — нечто, связанное с Сатаной и происходящее против воли Бога.



Имя героини Катька, которая появляется во второй главе, тоже имеет символическое значение. Она погибает от рук богоотступников, людей, отказавшихся от заповедей Господа и подчинившихся воле Сатаны. Поскольку имя Катерина в переводе означает «чистая», то есть непорочная, не имеющая за собой никакой вины, гибель героини приобретает трагический оттенок: падшая женщина становится окруженной ореолом святости. Патруль, идущий по улицам, не обращает внимания на события, происходящие вокруг. Лишь Петьке чудится что-то неладное, он боится надвигающейся бури, раскатов грома, грустит о погибшей Катьке. Но он не может оставить своих товарищей, уверенно покидающих старый мир и направля ющихся в новый. Но есть ли он, этот новый мир, и кто будет править в нем — Бог или Сатана? Ответа на этот вопрос не существует. Автор намеренно «запутывает следы»: несмотря на то, что впереди патруля шествует «Исус Христос» в белом венке, и в руках у него развевается красный «пролетарский» флаг. Вернемся к началу поэмы. Кроме контраста черного и белого, автор упоминает еще одну значимую деталь: «Ветер, ветер на всем белом свете». В городе бушует ветер, бросает в лицо крупные хлопья снега, стихия «смеется в очи», издевается над человеком. Буря захватывает власть над городом. Жизнь там идет своим чередом, но при этом люди уже чувствуют грядущие перемены, ощущают неблагополучие, дисгармонию в окружающем мире. Общее настроение автор мастерски передает при помощи ритмических приемов. Нетрудно заметить, что поэтический размер стиха постоянно меняется, переходя от маршевого темпа к песне, романсу, народной частушке, балладе, словно устами поэта говорят люди, принадлежащие к различным сословиям и социальным кругам. «Двенадцать» человек, идущих по улицам, представляются автору то в виде каторжников («...на спину б надо бубновый туз»), то в виде убийц и насильников («выпить кровушку за зазнобушку»). Они забавляются, наблюдая за мучениями и гибелью людей, при этом сами остаются в стороне от происходящего, не принимая в нем никакого участия. В их душах царит тьма — нравственная слепота, вызванная отказом от веры, отречением от Господа. Несмотря на то что Блок, в общем-то, не противился революции и старался увидеть в государственном перевороте какие-то положительные стороны, он так и не сумел оправдать эти перемены. Наблюдая за происходящим вокруг, он видел, как люди, ослепленные «свободой», вседозволенностью, теряют честь и совесть, совершают преступления. Отрекаясь от Бога, они одновременно отрекаются от самих се бя, от человеческих чувств, ощущений. Не в состоянии обуздать вырывающиеся наружу природные инстинкты «революционеры» идут у них на поводу, позволяя себе и убийства, и равнодушное отношение к ним. В поэме «Двенадцать» Блок стремится показать, что преодоление «пережитков прошлого» и путь в будущее не должны быть связаны с жестокой и несправедливой братоубийственной войной: яркие кумачовые лозунги не могут заменить стремления к истинным человеческим ценностям — любви, добру, красоте. Не нужно производить перестройку окружающего мира — следует сначала заглянуть в собственную душу, понять ее несовершенство. Государственной революции непременно должна предшествовать революция нравственная, духовная. Возможно, размышляя об этом, поэт предвидел предстоящие события: возникновение «царства пролетариата», в котором нет места церквям и молитвам, из которого изгнаны искренние человеческие чувства, уничтожена любовь, осмеяны исконно русские ценности.






Поиск
В нашей базе находится больше 10 тысяч сочинений

Лайкнуть похвалить твиттернуть и прочее

Сочинения > Двенадцать > Мистические и символические образы в поэме А А Блока «Двенадцать»