Неоднозначность трактовки финала поэмы А А Блока «Двенадцать» Вечные образы и философская проблематика поэмы - сочинение

1.	Поэма Блока «Двенадцать».
2.	Образы и проблематика поэмы.
3.	Трактовка финала поэмы.
Александр Блок — удивительное по своей глубине явление в отечественной поэзии серебряного века. В его поэзии заключены многозначные образы-символы. Его творчество поразительно многообразно, в нем присутствует философская и любовная лирика и революционное произведение. Но в данной работе речь пойдет о самом таинственном, многозначном и до сих пор не расшифрованном его произведении — поэме «Двенадцать».
Поэма «Двенадцать» появилась вскоре после Октябрьской революции. Блок в революцию поверил, он призывал слушать «музыку революции», грохот рушащегося старого мира. Поэт верил в то, что революция изменит облик мира. И на волне этой веры в новое, в бурное становление молодого мира, была создана поэма «Двенадцать». Она была написана в 1918 году.
Тем не менее нельзя сказать, что поэма пронизана романтическим восприятием революционных перемен. Вовсе нет. Смысл поэмы значительно глубже и многозначнее. Пожалуй, в строках этого произведения отразилось восприятие революции не только поэтом, но и народом: достаточно двойственное восприятие. И Блок-пророк предполагал различные пути развития нового мира.
Существует версия, что в конце своей жизни Блок раскаивался в написании поэмы «Двенадцать» и даже пытался от нее отречься. Но существует и обратная версия: «Я сейчас думаю так же, как думал, когда писал “Двенадцать”», — говорил он.
Пожалуй, нельзя в творчестве Блока найти произведения, которое вызвало бы столь же бурную реакцию современников, как поэма «Двенадцать». Эту поэму порой называют объективным дневником революционных событий, несмотря на то что содержание ее символично.
В основе поэмы — борьба старого и нового миров. Поэт выступает за созидание, а не за разрушение. Поэзия революции привлекает его, русский бунт пугает. Поэма построена на контрастах:
Черный ветер.
Белый снег.
Ветер, ветер!
Контрастны и образы людей в поэме. Вот случайный образ старушки, которая «убивается — плачет», не может понять, зачем такой большой плакат висит «Вся власть Учредительному Собранию», сколько на него ткани ушло, а можно было бы портянок для ребят нашить, ведь «всякий — раздет, разут».
Контрастны по своему изображению «буржуй на перекрестке», «невеселый товарищ поп» и идущие «двенадцать человек».
Вообще же, в системе образов Блоком показаны практически все социальные слои населения и их отношение к революционным событиям. Одно это позволяет назвать поэму «Двенадцать» летописью русской революции. Ведь история строится не только на строгом и точном описании событий, но и на отношении к этим событиям людей.
Красноармеец Петруха идет крушить старый мир. «Стоит буржуй, как пес голодный, / Стоит безмолвный, как вопрос, / И старый мир... / стоит, поджавши хвост». Петруха не жесток, он не убийца, просто человек, облеченный революционной идеей.
Наиболее важен в поэме образ двенадцати:
Гуляет ветер, порхает снег.
Идут двенадцать человек..
Винтовок черные ремни Кругом - огни, огни, огни...
В зубах цигарка, примят картуз,



На спину надо бубновый туз! Это те реальные революционеры, убивающие все старое. Таких людей Блок, поэт-интеллигент, принимал как данность, как неотвратимое зло, предшествующее переменам. Он даже сочувствовал этим людям. Тем не менее двенадцать человек в поэме представляют собой неизбежное зло, кровь и боль революции: Товарищ, винтовку держи, не трусь! Пальнем-ка пулей в Святую Русь! Но революция Блока песет добро и справедливость. Недаром столь неоднозначен финал поэмы. ...Иидут без имени святого Все двенадцать вдаль. Ко всему готовы, Ничего не жаль. Это — революционеры, те, кто сокрушает старую Русь. Но в финале поэмы к двенадцати присоединяется еще один образ: ... Так идут державным шагом Позади - голодный пес. Впереди - с кровавым флагом, И за вьюгой невидим, И от пули невредим, Нежной поступью надвьюжной, Снежной россыпью жемчужной, В белом венчике из роз - Впереди - И су с Христос. Так завершается поэма Блока «Двенадцать». И такой финал вызывает неоднозначные трактования. По поводу финала поэмы было множество споров. Одна из точек зрения такова. Блок, как поэт интеллигенции, не мог полностью принять жестокость революционеров, их кровавые деяния. Тем не менее он принимал это как необходимое зло. Ведь революция способна создать светлое будущее. И революционеров-разрушителей от старого мира («пес голодный») к новому ведет Исус Христос. Здесь происходит переход от зла к добру, от прошлого к будущему. И в этом — суть финала поэмы, его философская глубина. Опять же, вспомним, что в канонической религии было двенадцать апостолов. Апостолы — в прошлом обычные люди, и нередко они совершали ошибки, не сразу прониклись святой верой. Возможно, и об этом говорит Блок в своей поэме. Но существует и иная трактовка финала поэмы. Прежде всего она заключается в символе: «с кровавым флагом» идет Исус Христос. То есть он поддерживает кровопролитие. А некоторые священнослужители обращали внимание на имя сына божьего: в поэме это — Исус, пропущена одна буква «и». Возможно, Блок предполагал во главе революции поставить антагониста Божественного — дьявольское создание, с кровавым флагом наперевес ведущее революционеров в будущее. С этой точкой зрения соседствует и предположение о том, что Блок в конце жизни отказывался от своей поэмы. Но многозначность трактовки финала вовсе не умаляет достоинств поэмы как описания революции. Многозначность и самой поэмы, и ее заключения вполне объяснима. Блок — поэт-символист. Помимо этого, он выходец из интеллигентских кругов. Он, как человек просвещенный, понял, что самодержавие обречено, и принял Октябрь как данность. Но при этом внутреннее отрицание кровавых событий революции оказалось в нем достаточно сильно.






Поиск
В нашей базе находится больше 10 тысяч сочинений

Лайкнуть похвалить твиттернуть и прочее

Сочинения > Двенадцать > Неоднозначность трактовки финала поэмы А А Блока «Двенадцать» Вечные образы и философская проблематика поэмы