Взаимоотношения детей и взрослых в повести Л Н Толстого «Детство» - сочинение

1.	Дети и взрослые.
2.	Обида Карла Ивановича.
3.	Наталья Савишна.
Николенька Иртеньев, главный герой трилогии Л. Н. Толстого, показан в своем развитии, мы можем наблюдать, как он растет, развивается, как меняются его взгляды. Герой сначала думал, что все взрослые должны только любить его. И не удивительно, ведь мальчик рос в радостной, теплой атмосфере. Но он рано научился задумываться над поступками окружающих и анализировать свои. Он совестлив, стыдится своих нехороших поступков и мыслей, например, в случае с испачканной скатертью или проявляя недовольство Карлом Ивановичем, когда тот его будит. Он думает о людях хуже, чем они есть на самом деле, поэтому страдает.
Николеньке пришлось пережить потрясения и страдания: сначала нависла угроза расстаться с Карлом Ивановичем, потом он волновался по поводу разлуки с семьей на время учебы, но самое страшное - он пережил смерть мамы. Автор, размышляя о человеке и обществе, раскрывает перед читателем внутренний мир своего героя, его думы,  
сомнения. Особенно мальчика занимает сопоставление мира взрослых и детей. Однажды посреди игры он задумался, что игра не похожа на жизнь, он вырастет и игр не будет: «А игры не будет, что ж тогда останется?» Мир взрослых кажется ребенку скучным, однообразным, холодным. Он нисколько не привлекает его. Мало того, в мире взрослых он замечает непозволительную для себя фальшь, которая овладевает и им. Николенька, написав в поздравлении бабушке, что любит ее, как родную мать, терзается стыдом оттого, ведь это неправда. Но взрослые хвалят его, и это противоречие озадачивает ребенка.
В главах «Классы» и «Наталья Савишна» Николенька наблюдает за взрослыми, изучая их поведение. Он остро чувствует настроение Карла Ивановича в главе «Классы» по «сдвинутым бровям и по тому, как он швырнул свой сюртук в комод, и как сердито подпоясался, и как сильно черкнул ногтем по книге диалогов, чтобы означить то место, до которого мы должны были вытвердить». Николенька не может отвечать урок из-за переживаний, он думает о предстоящей разлуке с домашними и из-за волнения плачет и портит слезами тетрадь по чистописанию. Карл Иванович сердится, ставит Николеньку на колени, угрожает линейкой и требует просьбы о прощении. Мальчик чувствует, что Карл Иванович сам осознает свою несправедливость. А вызвана она тем, что с ним самим, как считает Карл Иванович, тоже несправедливо поступают. Он говорит дяде Николаю: «Сколько ни делай добра людям, как ни будь привязан, видно, благодарности нельзя ожидать». Прожив двенадцать лет в доме, воспитывая детей и любя их как своих, он стал теперь не нужен. Он чувствует себя оскорбленным: детей отправляют учиться, будто здесь они не учатся, будто он ничему не может научить их! «Теперь я не нужен стал, меня и надо прогнать; а где обещания? где благодарность?» - возмущается он. «Из всех пороков самый ужасный - это неблагодарность», - такое предложение на немецком диктует он  
мальчику, мстя за нанесенное оскорбление, задерживает ученика до самого обеда. Николенька переживает из-за того, что отец и Карл Иванович не поняли друг друга, он любит их одинаково и думает, как бы восстановить мир.
Но в подслушанном разговоре между дядей и Карлом Ивановичем Николенька понимает много нового и неожиданного для себя. Горьким открытием для мальчика становится истинное положение его матери в доме. Карл Иванович говорит о ней, что любит и уважает, но ее воля в доме ничего не значит. «Ее воля в этом доме все равно, что вот это, - при этом он с выразительным жестом кинул на пол обрезок кожи. - Я знаю, чьи это штуки и отчего я стал не нужен: оттого, что я не льщу и не потакаю во всем, как иные люди». Он утверждает, что не похож на этих людей и всегда говорит правду и если его не будет, Иртеньевы не разбогатеют, а сам Карл Иванович всегда «найдет себе кусок хлеба». Николенька, которому жалко Карла Ивановича, остро чувствует несправедливость и искренне хочет ему помочь, но он совершенно не ожидает от него таких слов по отношению к своей матери. Из этого происшествия мальчик извлек урок: близкие люди могут быть несчастными и одновременно жестокими.



В главе «Наталья Савишна» автор вспоминает свою няню. Он рассказывает о том, как она, «веселая, толстая и краснощекая девка Наташка» бегала босоногая, потом ее взяли в горничные к бабке, а затем в няни к матушке. Она отличалась «кротостью нрава и усердием, заслужила похвалы и награды за свою деятельность, верность и привязанность к молодой госпоже». Наталья полюбила официанта Фоку и просила хозяина позволить ей выйти замуж, но дед Николеньки сослал ее за это в степную деревню на скотный двор. Через полгода, так и не найдя Наталье замену, ее вернули на прежнюю должность. С тех пор она адресовала свою любовь только барышне, а затем - ее детям. Потом ей поручили заниматься хозяйством в доме. Когда барышня вышла замуж и хотела отпустить Наталью, дав ей вольную и постоянную пенсию, Наталья Савишна изорвала свою вольную в клочки: «Должно быть, я вам чем-нибудь противна, что вы меня со двора гоните...» И осталась. Толстой пишет: «С тех нор как я себя помню, помню я и Наталью Савишну, ее любовь и ласки; но теперь только умею ценить их, - тогда же мне и в голову не приходило, какое редкое, чудесное создание была эта старушка. Она не только никогда не говорила, но и не думала, кажется, о себе: вся жизнь ее была любовь и самопожертвование. Я так привык к ее бескорыстной, нежной любви к нам, что и не воображал, чтобы это могло быть иначе, нисколько не был благодарен ей и никогда не задавал себе вопросов: а что, счастлива ли она? довольна ли?» Няня выслушивала детские фантазии Николеньки, она могла найти у себя в сундуках любую понадобившуюся в доме вещь. Мальчик не задумывался о няниной судьбе, часто обижался на нее, воспринимал ее любовь не с благодарностью, а как должное. С большим стыдом повзрослевший воспитанник вспоминает, как рассердился на няню из-за того, что она отшлепала его мокрой скатертью, которую он случайно облил квасом. Особенно обидным это стало потому, что мальчик был в хорошем настроении и не ожидал от Натальи Савишны такого. Он расплакался от обиды и злости и стал строить планы отмщения «дерзкой Наталье»: «Как! - говорил я сам себе, прохаживаясь по зале и захлебываясь от слез. - Наталья Савишна, просто Наталья, говорит мне ты, и еще бьет меня по лицу мокрой скатертью, как Дворового мальчишку. Нет, это ужасно!» Но уже через несколько минут няня возвращается и просит у мальчика прощения: «Она вынула из-под платка корнет, сделанный из красной бумаги, в котором были две карамельки и одна винная ягода, и дрожащей рукой подала его мне. У меня недоставало сил взглянуть в лицо доброй старушке: я, отвернувшись, принял подарок, и слезы потекли еще обильнее, но уже не от злости, а от любви и стыда». Мальчик сразу раскаялся в недавних мыслях. Жизнь Натальи Савишны - это доля, полная лишений и страданий. Она не смогла выйти замуж, у нее нет своих детей, но она не жалуется на судьбу. Наталья Савишна любит людей, труд, у нее есть гордость и чувство собственного достоинства. Николенька вспоминает ее мудрость, честность, доброту. Детство, описанное Толстым, не так безоблачно, как кажется на первый взгляд. Душа Николеньки испытывает влияние среды и воспитания. Мальчик проходит сквозь испытания и взрослеет. Ему стыдно за свои поступки и мысли, значит, он совестлив. Все детские чувства и переживания мальчика, описанные Толстым, оставили на всю жизнь глубокий след в его душе. Так происходит становление характера героя, так он получает свои представления о нравственности.






Поиск
В нашей базе находится больше 10 тысяч сочинений

Лайкнуть похвалить твиттернуть и прочее

Сочинения > Детство > Взаимоотношения детей и взрослых в повести Л Н Толстого «Детство»