Жизнь души героя повести J1 Н Толстого «Детство» - сочинение

1.	Повесть «Детство» как часть трилогии.
2.	Душевные переживания героя, связанные с собственными размышлениями и ошибками.
3.	Взаимоотношения с другими людьми и анализ своего поведения.
Трилогия А. Н. Толстого «Детство. Отрочество. Юность» во многом автобиографична. В первую очередь, это проявляется в стремлении героя трилогии, Николая Иртеньева, анализировать и разбирать до мельчайших деталей свои поступки, что было характерно и для самого Толстого. В повести «Детство» описаны первые сильные впечатления маль 
чика — как светлые, так и горестные: первая влюбленность, дружба, разлука с родным домом, смерть горячо любимой матери... И почти в каждой ситуации автор показывает не только внешние события и внешнюю реакцию героя, но и его внутренние, скрытые от окружающих переживания.
Николенька размышляет не только над своими поступками. Он подвергает анализу и невидимые для остальных людей душевные порывы и эмоции. Уже в самом начале повести обнаруживает себя эта особенность духовного развития героя. Сначала он сердится на своего учителя Карла Иваныча за то, что тот неосторожно разбудил его, все в нём мальчику кажется противным. Но это впечатление быстро проходит, и Николенька испытывает угрызения совести за то, что плохо думал о своем учителе, который на самом деле — человек добрый и искренне привязан к нему и его брату Володе: «Какой он добрый и как нас любит, а я мог так дурно о нем думать!»
Почти всем детям свойственно мечтать о том, какими они будут, когда вырастут: детям представляется, что тогда все ограничения и запреты, налагаемые на них, исчезнут, и они смогут делать все, что хочется. Так и Николенька размышляет за уроками: «Когда же я буду большой, перестану учиться и всегда буду сидеть не за диалогами, а с теми, кого я люблю?»
Однако порой явственно ощущается, что высказываемые героем мысли, его переживания и чувства — это как бы взгляд назад, мы видим не впечатления ребенка, а переосмысленные воспоминания взрослого человека, который понимаёт всю прелёсть детского незамутненного восприятия, но уже не может чувствовать так: «Вернутся ли когда-нибудь та свежесть, беззаботность, потребность любви и сила веры, которыми обладаешь в детстве?... Неужели жизнь оставила такие тяжелые следы в моем сердце, что навеки отошли от меня слезы и восторги эти? Неужели остались одни воспоминания?» 
Николенька глубоко переживает и свои промахи. Примером могут послужить его непродуманные действия на охоте: «...Каков был мой стыд, когда вслед за гончими... из-за кустов показался Турка! Он видел мою ошибку (которая состояла в том, что я не выдержал) и, презрительно взглянув на меня, сказал только: “Эх, барин!”, но надо знать, как это было сказано! Мне было бы легче, ежели бы он меня, как зайца, повесил на седло». Подобным же образом страдает герой повести, когда оказывается в смешном положении на празднике в доме бабушки. «Господи! За что ты наказываешь меня так ужасно!» — мысленно восклицает Николенька. Но на самом деле не произошло ничего особенно ужасного: просто он неловко новел себя во время танцев. Но его смутило то, что все взоры были прикованы к нему, его промах все видели — герой повести чрезвычайно чувствителен к одобрению или неодобрению окружающих: «Все смотрели на меня: кто с удивлением, кто с любопытством, кто с насмешкой, кто с состраданием; одна бабушка смотрела совершенно равнодушно».



Раздумья над тем, как его воспринимают другие люди, занимают значительное место в сознании героя повести «Детство». Иногда мальчик чрезвычайно самокритичен, он оценивает свои поступки совершенно иначе, чем окружающие его люди. Преподнося бабушке стихи, Николенька с чувством болезненного стыда ожидает, что его станут бранить, усмотрев в его сочинении недостаточно уважения к матёри, которую он искренне любит: «Я не мог прийти в себя от мысли, что вместо ожидаемого рисунка при всех прочтут мои никуда не годные стихи и слова...». Но бабушке стихи понравились, и оказалось, что все страдания Нико- леньки были напрасными. Герою Толстого свойственно сильное желание нравиться тем людям, которые вызвали его симпатию, а из-за своей впечатлительности мальчик порой испытывает серьезные переживания. Восхищение Сережей Ивиным заставляет Николеньку притворяться, поступать не так, как ему хотелось бы. Он изо всех сил старается вести себя, как взрослый, чтобы заслужить одобрение Сережи. «Иногда влияние его казалось мне тяжелым, несносным; но выйти из-под него было не в моей власти», — признается герой повести. Вместе с Сережей и другими мальчиками Николенька насмехается над Иленькой Грапом, а потом сам спрашивает себя, зачем он так поступил, почему не пожалел беззащитного, хотя обычно он сочувствовал всем, даже жалел кур, которых несут на кухню: «Неужели это прекрасное чувство было заглушено во мне любовью к Сереже и желание казаться перед ним таким же молодцом, как и он сам? Незавидные же были эта любовь и желание казаться молодцом! Они произвели единственные темные пятна на страницах моих детских воспоминаний». Герой не стремится как-либо выгородить себя, оправдаться в собственных глазах — нет, он безжалостно и беспристрастно говорит о своих слабостях, не пытаясь себя приукрасить. Восхищение Сережей уступает место любви к Сонечке. И снова Николенька обдумывает свои душевные движения, свои чувства, сравнивает их: «Как мог я так страстно и так долго любить Сережу?... Нет! он никогда не понимал, не умел ценить и не стоил моей любви... а Сонечка? что за прелесть!» Герой не просто живет — он постоянно словно бы смотрит на себя со стороны, оценивая свои поступки и чувства. И вновь возникает ощущение, что этот самоанализ является плодом раздумий взрослого человека, который переосмысливает ситуации своего детства. Вот, например, как рассказывает герой повести о самом тяжелом событии своего детства — смерти матери: «Вспоминая теперь свои впечатления, я нахожу, что только одна эта минута самозабвения была настоящим горем. Прежде и после погребения я не переставал плакать и был грустен, но мне совестно вспомнить эту грусть, потому что к ней всегда примешивалось какое- нибудь самолюбивое чувство: то желание показать, что я огорчен больше всех, то заботы о действии, которое я произвожу на других, то бесцельное любопытство...». Самоанализ героя повести часто мешает непосредственности восприятия событий, но одновременно пристальное внимание к собственным поступкам и ощущениям дает Николеньке возможность увидеть собственные слабости, ошибки и пороки.






Поиск
В нашей базе находится больше 10 тысяч сочинений

Лайкнуть похвалить твиттернуть и прочее

Сочинения > Детство > Жизнь души героя повести J1 Н Толстого «Детство»