Перерождение Скруджа как следствие осмысления своей жизни - сочинение

Цель: проследить изменения в характере и поведении главного героя; совершенствовать навыки работы с текстом; развивать образное мышление, наблюдательность; воспитывать желание самосовершенствоваться.

Оборудование: рисунки-иллюстрации к повести Ч. Диккенса.

А лучше всего было то, что и будущее принадлежало ему, и он мог еще изменить свою судьбу.

Ч. Диккенс

Ход урока.

I. Мотивация учебной деятельности.

- Герой по имени Скрудж хорошо вам известен из мультсериала Уолта Диснея «Утиные истории». В этих мультфильмах Скрудж Макдак - скупой и рассудительный дядя волшебных утят. То же самое мы видим и у Диккенса - героя-скупердяя, который имеет жизнерадостного, доброго племянника. Имя диккенсовского мистера Скруджа («Scrooge» в переводе с английского - скряга, скупой) стало общим еще в ХIХ столетии. Образ скупого, похожего на Скруджа, богатея есть во многих произведениях мировой литературы.

Интересно, сможет ли диккенсовский Скрудж преодолеть свою непривлекательную сущность?

II. АКтуализация опорных знаний.

1. Опрашивание.

• Зачем три Духа явились Скруджу в рождественскую ночь? (Они должны были повлиять на героя, принудить его задуматься над своей грешной жизнью, прийти в себя, начать свою жизнь уже другим человеком, чья душа возродилась и стремилась создавать добро).

• Что показали духи герою во время путешествия?

• Какие чувства переживал герой, странствуя во времени и пространстве? (Страх, печаль, мучения совести, желание измениться).

2. Проверка домашней задачи.

Демонстрация ученических рисунков-иллюстраций.

III. Обобщение и систематизация знаний

1. наблюдение за изменениями в жизни героя

1) Что было...

• Найдите в тексте портрет Скруджа.

Проследите тему «внутреннего холода», который переходит на внешность старика скряги.

«Душевный холод заморозил стариковские черты его лица, заострил крючковатый нос, сморщил кожу на щеках, сковал движения, принудил посинеть губы и покраснеть глаза, сделал ледяным его скрипучий голос. И даже его щетинистый подбородок, редкие волосы и брови, казалось, взялись изморозью. Он всегда приносил с собой эту ужасную гнетущую атмосферу».

Воплощение душевного очерствления, внутреннего холода подкрепляется темой зимы, мороза, злой стужи.

Интересное сопоставление: Скрудж может быть похожим на «водопроводный кран на улице», из которого еще «сочилась вода, и он, позабытый всеми, понемногу обрастал льдом в печальном одиночестве, пока не превратился в понурую скользкую глыбу».

Выводы: со Скруджа капля за каплей вытекает живая жизнь и человеческое тепло, превращая старика скрягу в ледяную глыбу.

• Как Диккенс сравнивает своего героя с ненастьем? Что страшнее: «ледяное сердце» или злейший мороз?

«Самый сильный ветер не мог быть злее Скруджа, злейшая метель не могла быть такой жестокой, как он, дождь не был таким безжалостным. Ненастья ничем не могли его пронять. Сильный дождь, град, снег могли похвалиться лишь одним преимуществом по сравнению со Скруджем - они нередко были щедрыми, а Скруджу щедрость была неизвестна».

Выводы: извне и изнутри покрытый изморозью Скрудж напоминает живой труп, призрак. Не удивительно, что именно такому герою явился выходец с того света, бывший компаньон Скруджа Джейкоб Марли.

2) Что изменяется...

Если сначала Скрудж на все «плевать хотел», то преобразование дверного молотка в лицо Марли, который умер в святой вечер ровно семь лет тому назад, растревожило старого грешника.

В повести есть момент, который намекает на то, что Скрудж мог бы избежать встречи с ужасным незваным гостем. Примостившись возле едва теплящегося огня, он обратил внимание на странные голландские кафели камина, на которых изображены сцены из Святого Писания - «сотни фигур, которые могли бы занять воображение Скруджа». Однако он потерял свой шанс, и все закрыло зловещее лицо умершего Марли.

С этого момента начинается путь к воскресению «мертвой души» Божьего творения.

Диккенс считает, что преобразование Скруджа возможно, ведь, по Новому Завету, и последнему грешнику открыты врата к спасению.

И это спасение происходит. «Твои губы дрожат,- сказал Дух.- А что это котится у тебя по щеке?» Первый лед морозной глыбы растоплен первой слезинкой, в которую не верит даже сам герой. Душевный холод понемногу отступает: «с запалом воскликнул Скрудж», «сердце так и забилось у него в груди».

Тем не менее, не так быстро добру одержать победу в душе героя. Скрудж не раз возвращается к обычному, «холодному» началу своей души: во время встречи с Духом Настоящего рождества прагматично делает замечание, как тяжело прокормить семью из 1700 братьев-духов; услышав, как дети поздравляют друг друга с праздником, сначала радуется, а потом снова вспоминает: «Какая мне от этого польза?».

И после первой слезы Скрудж всхлипнул, потом заплакал, узнав в маленьком мальчике, покинутом на рождество, самого себя. И вот, в конце концов, «все находило отклик в сердце Скруджа и давало выход слезам».

Окончательное потрясение Скруджа происходит, когда молчаливый, закутанный во все черное Дух Будущего рождества приводит напуганного героя на кладбище, к покинутой могиле, на которой написано имя Эбинизера Скруджа.

«Скрудж задрожал весь от головы до пят» - кульминационное психологическое состояние героя. Он падает горячо и страстно молит Духа изменить его судьбу.

3) Что произошло...

• Особенностью рождественского сюжета является то, что «плач» рождества сменяется «смехом», страх же уступает место «большой радости».

Ощутим большую радость героя. Найдите цитаты.

«Сам не знаю, что со мной происходит! Мне так легко, словно я пушинка, так радостно, будто я ангел, так весело, словно я школьник!».

«Все, что он видел, наполняло его душу радостью».

«Это был прекрасный смех, особенно для человека, который уже давно разучился смеяться».

«И продолжал смеяться, пока слезы не потекли по его щекам».

«На сердце у него было легко и весело».

Какими словами называет Скрудж мальчика на улице? («Милый мальчик», «умный ребенок», «странный ребенок», «говорить с таким одно удовольствие»).

О чем это свидетельствует? (О радостном настроении героя, добром отношении к окружающим) Какие поступки убеждают читателя в перерождении героя?

IV. Выводы

- Ч. Диккенс в своих «рождественских» произведениях реализует сюжеты о духовном очищении, спасении, перерождении человека, который потерял подобие Божье. Это целиком отвечает празднику рождества, которое всегда связано с чудом, спасением, даром.

Писатель искренне верит в возможность преобразования «мертвой» души в живую, считает, что «каждая христианская душа, делая добро даже в самой скромной области, будет считать свою земную жизнь слишком быстротечной для безграничных возможностей добра».

V. Домашняя задача

Подготовить цитаты фантастических эпизодов в произведении «Рождественская песня в прозе».







Поиск
В нашей базе находится больше 10 тысяч сочинений

Лайкнуть похвалить твиттернуть и прочее

Сочинения > Диккенс > Перерождение Скруджа как следствие осмысления своей жизни