Реальное и фантастическое в повести «Рождественская песня в прозе» - сочинение

Цель: выяснить функцию фантастических элементов в повести, сделать выводы о счастливом финале как особенности «рождественского» рассказа; определить особенности композиции произведения; развивать логическое мышление, связную речь; воспитывать высокие моральные качества.

Оборудование: схемы, тексты повести.

Народ любит счастливые финалы не от слащавого оптимизма - в нем еще жива старая мечта о

Победе над драконом, о торжестве избранника неб.

Г. К. Честертон

Ход урока.

I. Объявление темы и цели урока.

II. Обобщение и систематизация знаний.

1. Ознакомление с литературоведческими терминами.

Фантастика - то, что не существует в действительности, созданное фантазией, воображением. Композиция - построение, расположение и взаимосвязь всех частей произведения.

2. Работа с текстом.

• Найдите в тексте повести описания трех Духов. Зачитайте их.

Как вы думаете, почему Духи выглядят именно так? (Дух Прошлого Рождества похож на ребенка и имеет в себе источник неугасимого, яркого света - возможно, это то лучшее, что есть в людях, в детстве и что они со временем старательно стремятся спрятать.

Дух Настоящего Рождества - жизнерадостный, сильный, веселый. Из всех трех Духов он – самый энергичный и саамы приятный. Возможно, потому, что это Рождество - его, и Скрудж может измениться к лучшему именно в настоящее время. Дух Будущего Рождества – самая хмурая фигура, неопределенная, молчаливая. Он имеет такой вид, очевидно, из-за того, что ничего приятного показать Скруджу не сможет. Смерть, измена, радость людей от его гибели - все это поражает и вместе с тем исцеляет душу героя).

• Можно ли назвать образы Духов фантастическими?

• Зачем автор использует эти образы в произведении? (Фантастические образы трех Духов Рождества призваны заставить душу Скруджа вздрогнуть, превратить человеконенавистника в человеколюбца).

• Какие еще элементы фантастики использует Диккенс в повести?

— Путешествие в пространстве и времени;

— образы призраков (Марли и других). Зачитайте цитаты.

Выводы. Функция фантастических элементов в произведении.

В «рождественских» произведениях традиционно используются сверхъестественные образы выходцев с того света, грешников, обреченных на вечные мучения: «...до Скруджа донеслись какие-то непонятные звуки: неясные и беспорядочные, но невыразимо жалобные плачи и стоны, тяжелые вздохи раскаяния и горького сожаления.

Он увидел множество призраков. С жалобными криками они беспокойно носились в воздухе туда и сюда, и все, как и дух Марли, были в цепях».

— Сверхъестественный мир, который встревожил Скруджа в святой вечер, был призван не столько напугать, сколько предупредить о последствиях грешной жизни, жизни без Бога в сердце.

— лишь фантастическое путешествие во времени и пространстве могло так сильно повлиять на героя, чья душа удивительно очерствела.

• В чем заключается реалистичность «Рождественской песни в прозе»? (В описании деталей быта, изображении общественного устройства Англии, следствий несовершенства этого устройства, что проявляется в социальном расслоении общества, в котором люди чуть ли не умирают от голода).

3. Работа с эпиграфом.

• Прочитайте выражение Г. К. Честертона, автора одной из лучших книг о Диккенсе, написанных на его родине.

• Объясните, почему Диккенс использует счастливый финал в своем произведении. (Во-первых, это особенность «рождественского» произведения, во-вторых, так проявляется вера писателя в силу добра, в способность человека переродиться).

• С какими произведениями сближает счастливый финал «Рождественскую песню в прозе»? (С народными и литературными сказками, так как счастливый финал — непременная примета сказки).

4. Наблюдение за композицией произведения.

«Рождественская песня в прозе» имеет подзаголовок «Святвечерний рассказ с призраками». Поскольку он названа в заголовке «песней», автор и разделы произведения называет соответственно «строфами».

    Строфа I. Путешествие Скруджа Строфа II. Первый bp трех Духов. Строфа III. Второй bp трех Духов. Строфа IV. Последний из Духов. Строфа V. Окончание 

Диккенс старался предоставить гармоничной стройности построению произведения - реальные бытовые картины первой и пятой строф словно окаймляют три центральные раздела, преисполненные фантастических образов и видений, которые являются вj сне главному персонажу - старому скряге Скруджу.

III. «Литературные параллели».

Рождество – особенный праздник, время, когда сердца людей открыты друг другу и люди становятся добрее.

Немало поэтов и писателей посвящали свои произведения рождеству Христову, его истории, своим детским воспоминаниям об обворожительности этого неповторимого праздника, который пробуждает в людях лучшие чувства.

1) Елочка с пятью свечами

2) Без игрушек и сластей

3) Робко льет скупое пламя

4) В нищей комнате моей.

5) Ах, не так же ль у порога

6) В мой заветный Вифлеем

7) Сам стою я перед Богом,

8) Не украшенный ничем!

9) Только иглами сухими

10) Всех земных моих тревог,

11) Только свечками скупыми,

12) Что Он Сам во мнет зажег.

13) И, мою пуская душу

14) В путь намеченный едва,

15) Сам же скоро и потушит –

16) До второго Рождества!

17) 1947 (Дмитрий Кленовский).

18) Рождество

19) Я бескорыстно и наивно люблю

20) В рождественской ночи

21) Звезды восьмиконечной чудной

22) Ко мне летящие лучи.

23) Когда вся церковь замирает,

24) Раскрыты Царские Врата,

25) Стоит - земли не задевает

26) Крылатый ангел. И уста

27) Не движутся, но льются звуки,

28) Здесь небо снизошло к земле,

29) Благословляющие руки

30) Я ощущаю на челе.

31) И запах ладана и ели,

32) Свечей живые огоньки,

33) И страх, что невесомость в теле –

34) От прикоснувшейся руки.

35) Я с этим чудом в мир ступаю –

36) Надолго хватит! И на всех!

37) Сверкает в звездах Ночь Святая,

38) И блестки сыплются на снег.

39) 1998 (Нина Карташева).

• Какие чувства вызывает праздник рождества у авторов поэзий?

• Что объединяет «Рождественскую песню в прозе» и стихи Д. Кленовского и Н. Карташовой?

• От лица каких героев повести можно было бы прочитать эти стихи?

IV. Итоги урока.

- Закончить наш урок я считаю уместным чтением стиха О. Я. Яшина «Спешите делать добрые дела».

V. ДОмашняя задача.

Письменно ответить на вопрос: «Какие уроки я вынес из повести Ч. Диккенса “Рождественская песня в прозе”».







Поиск
В нашей базе находится больше 10 тысяч сочинений

Лайкнуть похвалить твиттернуть и прочее

Сочинения > Диккенс > Реальное и фантастическое в повести «Рождественская песня в прозе»