Сочинения > Диккенс > Ч Диккенс Жизненный и творческий путь писателя
Ч Диккенс Жизненный и творческий путь писателя - сочинение


Стендаль. Жизненный и творческий путь, мировоззренческие и эстетичные позиции писателя
ЖИЗНЕННЫЙ И ТВОРЧЕСКИЙ ПУТЬ Ф. И. ТЮТЧЕВА
Жизненный и творческий путь Я. Стельмаха



Творчество Диккенса как одна из вершин английской литературы; реалистические и романтические тенденции в его прозе. Место романа «Приключения Оливера Твиста» в творческом наследии писателя

Цель: ознакомить с жизнью и творчеством писателя, заинтересовать ими; выяснить место романа в творческом наследии художника; совершенствовать навыки восприятия информации на слух, выделение главного, высказывание своих мыслей; воспитывать оптимистичное мировоззрение, стремление к гуманизму и гармоничной жизни.

Оборудование: портрет писателя, иллюстративные материалы к биографии, выставка его произведений.

Тип урока: изучение нового учебного материала.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Анализ контрольной работы

III. Мотивация учебной деятельности

Учитель. «Просейте мировую прозу - останется Диккенс...» - вот как высоко оценивал творчество английского писателя Лев Толстой. Восторженно высказывались о нем и другие выдающиеся личности. Чем привлекает Чарльз Диккенс как человек и как писатель - поговорим сегодня на уроке.

IV. Объявление темы и цели урока.

V. Восприятие и усвоение нового учебного материала мини-лекция учителя с элементами беседы.

Чарльз Диккенс родился 7 февраля 1812 года в городе Лендпорте в семье мелкого английского чиновника. Его отец был человеком добрым, честным, но беспомощным в сложных жизненных ситуациях и немного безответственным. Имел шестерых детей, но не смог их обеспечить материально, еще и попал в долговую тюрьму. Поэтому обучение 10-летнего Чарльза, который увлекался чтением, проявлял литературные способности, было прервано. Ему пришлось идти работать на фабрику ваксы. Это была не только трудная работа, но и удар по самолюбию чувствительного мальчика. Однако будущий писатель получил и хороший урок - ближе познакомился с Лондоном бедняков, познал цену человеческих страданий. И что удивительно - Диккенс не стал пасмурным и придавленным. По точному выражению Гилберта Честертона, «фабричные колеса... изготовляли ваксу и между прочим изготовили наибольшего оптимиста столетия... Если он стал весьма счастливым, то именно здесь он открыл счастье...Если он видел мир в розовом свете, то этот взгляд родился на фабрике, где варили черную ваксу».

Прокомментируйте этот парадокс.

Деньги, которые отец Диккенса получил в наследство, помогли семье рассчитаться с долгами, а Чарльзу – вернуться к обучению. Мальчик читал книжки, играл с друзьями, писал стихотворные пьесы и прозу, принимал участие в любительских спектаклях. Для пятнадцатилетнего Диккенса школа закончилась окончательно. Семья нуждалась в его помощи, и он пошел работать клерком - служил в судебной конторе, потом в коллегии адвокатов. Там он еще глубже познал жизнь «снизу». Недовольный своей должностью, Чарльз выучил стенографию и стал парламентским репортером. Как журналист побывал во многих городах Англии. В 1836 году вышло его первое художественное произведение «Обед на Поплар-Уок».

Особенности мировоззрения и эстетика Диккенса во многом объясняются обстоятельствами его духовного роста. Прежде всего, это и органическое единство с английским народом, что не наблюдается у других художников. Но вера в народ не означает, что писатель идеализирует его или подыгрывает вкусам толпы. Художник просто умел превращать радость и боль простых людей в первоклассное искусство, которое обращалось к каждому сердцу.

Другие черты диккенсовского мировоззрения - христианское милосердие, культ уюта, умение радоваться малым, оптимизм, стойкость, даже ужасы и предубеждения - также формировались в народном духе. Чарльз Диккенс верил в счастье, в возможность сохранить моральную чистоту и достичь материального процветания и высокого авторитета в обществе. Едва ли с этим согласился бы Стендаль, автор романа «Красное и черное», который всю жизнь стремился к счастью и закончил печальным выводом, что «нигде нет оперы».

Какими, по вашему мнению, являются составные части счастья человека по Диккенсу?

Уже первый роман двадцатипятилетнего Чарльза Диккенса «Посмертные записки Пиквикского клуба» принес ему большую популярность. Следующими, не менее успешными, были «Приключения Оливера Твиста» (1837-1839), «Жизнь и приключения Николаса Никлби», «Магазин старобытностей», «Барнеби Радж», «Жизнь и приключения Мартина Чезлвита», цикл «Рождественские повести». Роман «Домби и сын» считают итоговым для первого этапа его творчества.

Первая же публикация обеспечила молодого писателя материально, он оставил работу репортера и погрузился в литературное творчество. Вступил в брак и поселился близ лондонского Сити. Тридцатилетний Диккенс путешествует в Америку, чтобы увидеть свою мечту о свободе и справедливом общественном порядке, но сильно разочаровывается, увидев, что погоня за деньгами и в Америке остается одной из глобальных страстей современной цивилизации.

Произведения второго периода творчества Диккенса (например, роман «Девид Копперфилд», а также «Холодный дом», «Маленькая Доррит» и «Трудные времена») отличаются социальной масштабностью, психологической глубиной, большей, сравнительно с произведениями первого периода, достоверностью и четкостью композиции; вместе с тем становятся печальнее и пасмурнее. Писатель видел, что его рождественские идеалы - культ искреннего сердца, доброты и порядочности - лишь иллюзии. Разочарованию оказывали содействие и семейные обстоятельства - развод, несчастливая любовь.

В последние годы жизни Чарльз Диккенс возвращается к темам раннего творчества и сосредоточивается на исследовании моральных проблем существования человека, демонстрируя непревзойденное мастерство психологического анализа. Он написал такие произведения, как: «Повесть о двух городах», «Большие ожидания», «Наш общий друг», «Тайна Эдвина Друда».

Одно из известнейших произведений Диккенса - роман «Приключения Оливера Твиста», который открывает ряд его «романов воспитания» (т. е. таких, которые рассказывают о становлении характера персонажа от детских лет до начала самостоятельной жизни). Г. К. Честертон отмечал два больших таланта писателя - умение писать смешно и изображать ужасное. Последнее - о «Приключениях Оливера Твиста». Это произведение послужило причиной острой критики со стороны священников и издателей, которые предъявляли обвинение писателю в написании аморальной книги. Их бесило весьма откровенное изображение недостатков английской общественной жизни, в частности системы рабочих домов, криминального мира и беднейших районов Лондона. Никто до Диккенса не отваживался так глубоко рассматривать эти явления английской действительности. В предисловии к роману писатель, защищая свой творческий замысел, провозгласил, что имел целью быть правдивым и показать преступность и жизнь столицы Великобритании такими, какими он их знал из собственного опыта, без романтических украшений и пафоса.

♦ О чем свидетельствует, по вашему мнению, такой замысел?

VI. Закрепление приобретенных знаний, умений и навыков.

Создание психологического портрета писателя.

Учитель. Изобразите «психологический портрет» писателя по прослушанному рассказу.

VII. Домашняя задача.

Выучить основные сведения биографии писателя, прочитать роман «Приключения Оливера Твиста».

VIII. Подведение итогов урока.

Интерактивное упражнение «Микрофон».

Продолжите предложение:

♦ Больше всего меня поразило…

Похожие сочинения


Стендаль. Жизненный и творческий путь, мировоззренческие и эстетичные позиции писателя
ЖИЗНЕННЫЙ И ТВОРЧЕСКИЙ ПУТЬ Ф. И. ТЮТЧЕВА
Жизненный и творческий путь Я. Стельмаха

ТОП 3 популярных


  1. Сочинение на тему интересная встреча
  2. Сочинение на тему описание друга
  3. Моя семья сочинение

Поиск
В нашей базе находится больше 10 тысяч сочинений

Лайкнуть похвалить твиттернуть и прочее