Сочинения > Диккенс > Ч Диккенс – выдающийся английский писатель Повесть «Рождественская песня в прозе»
Ч Диккенс – выдающийся английский писатель Повесть «Рождественская песня в прозе» - сочинение


Гуманистический Пафос Повести «Рождественская Песня в прозе»
Реальное и фантастическое в повести «Рождественская песня в прозе»
Шмелев Иван Сергеевич – выдающийся русский писатель и публицист ч2


Цель: заинтересовать биографией и творчеством Ч. Диккенса; ознакомить с историей создания повести, с особенностями «рождественских» рассказов; учить анализировать прочитанное; развивать любознательность, умение слушать и выступать с собственным сообщением; воспитывать стремление понимать других людей.

Оборудование: портреты Ч. Диккенса, выставка произведений писателя, рождественский венчик, схемы.

Эти радостные дни - дни милосердия, доброты, всепрощения. Это единственные дни во всем календаре, когда люди, будто по молчаливому согласию, свободно раскрывают друг другу сердца и видят в своих ближних – даже в бедных и обездоленных - таких людей, как они сами.

Ч. Диккенс.

Ход урока.

I. Мотивация учебной деятельности

— Дети, что вы знаете о Рождестве?

• Когда и почему возник праздник?

• Когда отмечают Рождество в разных странах?

• Как празднуют рождество у нас и в других странах?

• Какие рождественские символы вам известны?

— Ч. Диккенс, который очень любил праздник рождества, считал: «Эти радостные дни - дни милосердия, доброты, всепрощения...» (чтение эпиграфа).

II. Изучение нового материала.

1. Выступление ученика-литературоведа.

Ч. Диккенс (1812-1870) - один из непревзойденных мастеров романа. Его произведения «Приключения Оливера Твиста», «Домби и сын», «Дэвид Копперфилд» известны во всем мире. Но путь к славе был преисполнен препятствий и испытаний, которые начались уже с детства.

• Когда отец Чарльза попал в тюрьму за долги, мальчик был вынужден работать на промышленном предприятии по производству ваксы.

• Госпоже Диккенс с младшими детьми пришлось перебраться к мужу в тюрьму. Питаться мальчик должен был всю неделю сам (он жил на квартире), на свой заработок, а воскресенье проводил в тюрьме, в сыром подвальном помещении вместе с двумя другими мальчиками и несколькими взрослыми рабочими.

• В 1833 г. в декабрьском номере «Old Monthly magazine», появилось его первое печатное произведение — рассказ «A dinner at Poplar Walk» («Обед в аллее тополей»). Потом в том же самом журнале появилось еще 9 рассказов, подписанных именем Боз, в честь младшего брата Диккенса, которого дома называли таким прозвищем.

• В 1837 г. умирает младшая сестра жены Диккенса, 17-летняя Мэри Говард. Смерть ее так поразила писателя, что он оставил все свои литературные дела и на несколько лет уехал из Лондона. Он сохранял память о Мэри на протяжении всей своей жизни. Ее образ вспоминал писатель, когда создавал Нелли в «Магазине старобытностей».

• В начале 1840 г., во время свадьбы королевы Виктории, он очень удивил одного из своих друзей, сообщив ему письмом, что безнадежно влюбился в королеву. Диккенс с удовлетворением принимал участие в шутке, искусно изображая влюбленного, доведенного несчастной страстью до полного отчаяния.

• Италия давно влекла Диккенса. Поскольку железная дорога в то время была еще недостаточно развита, он купил карету огромных размеров, устроился в ней вместе с женой, свояченицей, пятью детьми, служанкой, курьером и проехал так через всю Францию в Марсель, откуда вся семья морем переправилась в Геную. В Генуе Диккенсы расположились в одном из старых дворцов, которые сдавались в аренду. Одним утром, когда он сидел в своем кабинете перед чистым листом бумаги, в одной из церквей Генуи зазвучали серебристые переливы маленького звона. Он вывел прописными буквами заголовок: «Звоны», и с этого дня взялся за работу.

• Диккенс активно участвовал в постановке целого ряда спектаклей. Успех этих театральных спектаклей был огромный. Королева Виктория захотела увидеть на сцене автора, с произведениями которого была хорошо знакома, и просила его устроить одну из генеральных репетиций в Букингемском дворце. Диккенс ответил вежливым письмом, в котором объяснил, что не считает достойным писателя ходить развлекать даже коронованных лиц, и пригласил ее величество посетить один из спектаклей, устроенных в его собственном доме. Королева согласилась, приехала вместе с принцем и осталась очень удовлетворена спектаклем.

• Страсть писателя к путешествиям, переездам не слабела, а возрастала с годами. После 1850 г. он мало где жил больше 6-7 месяцев.

2. Слово учителя.

Особенности «рождественских» произведений Ч. Диккенса.

К созданию «рождественских повестей» Диккенс приступил уже зрелым мастером - появление этих произведений приходится на 40-е годы ХIХ ст., т. е. на второе десятилетие его творческой деятельности.

На момент выхода первой из них («Рождественская песня в прозе», 1843) Диккенс пользовался заслуженной славой не только у себя на родине, в «старой доброй Англии», а и по ту сторону Атлантики, в Соединенных штатах Америки.

«Рождественский» цикл Диккенса состоит из пяти повестей: «Рождественская песня в прозе» (1843), «Звоны» (1844), «Сверчок за костром» (1845), «Битва жизни» (1846), «Одержимый» (1848).

Диккенс очень любил рождественские праздники. Он видел в них проявление естественной доброты и жизнелюбия народа, простого, но искреннего веселья, без которого жизнь бедняков была бы еще печальнее.

Писатель воспринимал рождество как праздник домашнего очага, поэтому оно было особенно дорогим для него. Диккенс любил веселый открытый костер камина, возле которого в рождественский вечер собиралась семья, любил уют комнат, украшенных ветвями омелы или остролиста - особенно привлекательных зимой, когда на дворе идет снег, грохочет ветер и сгущается морозный туман. Любил он и традиционный ритуал этих праздников - веселые игры и танцы до или после ужина с обязательным пудингом.

«Рождественские повести» Ч. Диккенса довольно значительные по объему. Сам автор объединил их под общим заголовком «Christmas Books» («Рождественские книги»). Современные английские исследователи относят их к типу «long short story» - «длинного короткого рассказа» (эквивалент развернутой новеллы или повести).

Особенностью «рождественского» рассказа является процесс душевной трансформации героя или героев, отказ от фальшивых ценностей во имя ценностей истинных, гуманистических, вечных.

По условию жанра на подобную трансформацию давалась лишь одна ночь. Зато эта ночь была рождественская, ночь, в которую обязательно происходят чудесные приключения и преобразования.

3. Беседа по смыслу и строфы «Рождественской песни в прозе».

• Расскажите, что вы узнали о Скрудже и Марли. Что их объединяло?

• Кто посетил Скруджа накануне рождества? Как реагировал на поступки этих героев Скрудж?

• Что привело в удивление Скруджа, когда он вернулся домой? (Вместо колотушки он увидел лицо Марли, своего бывшего компаньона).

• Как выглядел Марли? (От слов «То была Марлиева тень...»).

Выразительное чтение диалога Скруджа и Марли (от слов «Заломив руки, Скрудж упал навзничь» до слов «Для своего же блага запомни все, что произошло с тобой сегодня»).

• Зачем явился дух Марли к бывшему компаньону? (Напомнить о том, что назначение человека на земле - делать добро, помогать другим. А если этого не сделать при жизни, придется мучиться из-за невозможности что-то изменить после смерти. Но тогда будет уже слишком поздно. Если бы Марли знал, что ждет его после смерти, он жил бы иначе, а теперь хочет предупредить об этом Скруджа, чтобы дать ему шанс спастись).

Очевидно, что черствый и безжалостный Скрудж не верил в призраки, но рассказ Марли повлиял на него, и он, пережив чувств больше, чем, возможно, за несколько лет жизни, все же не отваживается сказать обо всем, что произошло,- «ерунда». Герой начинает задумываться над своей жизнью.

III. Итоги урока.

• Какие факты из биографии Ч. Диккенса вам запомнились?

• Назовите произведения о рождестве, написанные Ч. Диккенсом.

• Ваше впечатление от образа Скруджа.

• Как вы думаете, сможет ли этот герой измениться к лучшему?

IV. ДОмашняя задача.

Прочитать II, III, IV строфы «Рождественской песни в прозе».


Похожие сочинения


Гуманистический Пафос Повести «Рождественская Песня в прозе»
Реальное и фантастическое в повести «Рождественская песня в прозе»
Шмелев Иван Сергеевич – выдающийся русский писатель и публицист ч2

ТОП 3 популярных



Поиск
В нашей базе находится больше 10 тысяч сочинений

Лайкнуть похвалить твиттернуть и прочее