БИБЛЕЙСКИЕ МОТИВЫ В РОМАНЕ Б А ПАСТЕРНАКА «ДОКТОР ЖИВАГО» - сочинение

Вокруг романа «Доктор Живаго» было в свое время множество споров и толков. Они не утихают и по сей день. И все же о чем эта книга? Одним словом трудно ответить на этот вопрос. Наверное, обо всем: об истории России с 1902 по 1948 год, о судьбе русской интеллигенции, так как все главные герои принадлежат к ней, об искусстве, о творчестве, о жизни и смерти, о взаимоотношении природы и цивилизации. Но, наверное, самое главное то, что это произведение — о ценности человеческой жизни, о том, как сохранить внутренний мир личности в переломную эпоху. Поэтому история в романе является фоном, декорацией и дана лишь в оценке, во впечатлениях героя. Вместе с Юрием мы узнаем из газет сначала о февральской революции, а затем в метель под фонарем читаем об октябрьской революции. Живаго- врач назовет ее «великолепной хирургией», но Живаго- человек отметит ее несвоевременность. Важна профессия, которую дает Пастернак своему герою: Живаго — хороший диагност, поэтому в романе он как бы ставит диагноз всей России. Это делается в образной, символической форме и ярче всего ощущается в его стихах «Гамлет» и «Зимняя ночь». В стихотворении «Гамлет» объединены разные времена: лирический герой — наш современник, но его театр похож на античный, он решает гамлетовский вопрос, но с просьбой перенести мимо чашу обращается к «Авва Отче». Этим самым он нам напоминает о Христе. Одиночество, жизнь как драма, невозможность что-либо изменить в мире, который тонет во лжи, — ключевые мотивы не только этого стихотворения, но и всего романа в целом. В «Докторе Живаго» много стихотворений, посвященных евангельской теме («На страстной», «Рождественская звезда», «Гефсиманский сад», «Дурные дни», «Магдалина»). Судьбы Юрия и Христа нельзя назвать одинаковыми: страдания, испытания, искушения, которые пережил герой Пастернака, иные.
Юрий Живаго плывет по течению, ничего не пытаясь изменить в своей жизни. Носителем волевого начала в романе становится Антипов-Стрельников, но все его усилия в воплощении идеи приводят лишь к скорой смерти. Умирает и Живаго, но иначе: он задыхается в трамвае в жаркий день 1929 года. Это происходит в год великого перелома, в год начала массовых репрессий, полного уничтожения свободы творчества, когда о душе человека никто не заботился, когда на первое место вышла цивилизация, несущая духовную смерть людям.
Жизнь, основанная на законах христианской морали, на прощении, на непротивлении злу, на помощи ближнему, — вот таким видится Пастернаку человеческий идеал. Возможно, это и есть «суть жизни», который стремился поэт отразить в своем творчестве.
Есть один образ, который проходит через весь роман, пронизывает и озаряет его. В метели, в круговороте перемен единственное, что остается неизменным, это горящая свеча — символ человека; ее пламя невелико, но свет и тепло становятся аллегорией жизни. Ее мерцание сквозь снегопад видит Юрий Живаго в окне еще незнакомой ему Лары. С этой минуты начинают приходить к нему стихи. Как заклинание — «свеча горела на столе, свеча горела» — то и дело приходит нам в память на тех страницах, где рассказано о невольном их отшельничестве посреди разрухи, зимы и войны. «А ты все горишь и теплишься, свечка моя яркая!» — шепчет спросонья Лара склонившемуся над стихами Юрию. И Россия, охваченная огнем междоусобиц и раздора, тоже видится «на глазах у всего мира вдруг запылавшей свечой искупления за все бездолье и невзгоды человечества».



Многое соединено в этом образе. Свеча горит как бы изнутри — не пополняемой извне силой, а собою, своею сутью; ее жизнь — это и есть горение. Она светит, не может не светить, пока живет. Ее зажигают и в праздник — в день венчания и на Рождество, и в поминальный час. И она — выражение тех чувств, которыми человек обращается к тому, что считает высшим началом. Недавно было отмечено тысячелетие христианства на Руси. Минуло двадцать веков его участия в истории человечества. Каждый из этих двадцати чем-то — мраком ли, светом или сменой их — отмечен в этой истории. Но сейчас едва ли можно оспорить, что первоосновы того, что называется европейской культурой, — именно в нем. А попытки нашего века построить жизнь, минуя те основания — от «сверхчеловека» до «нравственного, что служит делу», — обернулись лишь хаосом и кровью. Появилось чувство бесцельности жизни, бессмыслицы отдельного человеческого существования. Но ведь эта цель должна быть. Об этом нам и пытается сказать Пастернак. Жизнь — как свеча, которая не может гореть для себя. «...Все мы стали людьми лишь в той мере, в какой людей любили и имели случай любить...» И такую свечу «ветер времени», если вызван он естественным движением жизни, не гасит, а только делает ярче.






Поиск
В нашей базе находится больше 10 тысяч сочинений

Лайкнуть похвалить твиттернуть и прочее

Сочинения > Доктор Живаго > БИБЛЕЙСКИЕ МОТИВЫ В РОМАНЕ Б А ПАСТЕРНАКА «ДОКТОР ЖИВАГО»