Роль образа Санчо Пансы в раскрытии характера главного героя романа М де Сервантеса «Дон Кихот» - сочинение

Тема. Роль образа Санчо Пансы в раскрытии характера главного героя романа М. де Сервантеса «Дон Кихот»

Цели: продолжить знакомство с содержанием романа, текстуальную работу над избранными главами романа; проанализировать образ Санчо Пансы и выявить его роль в раскрытии образа Дон Кихота; совершенствовать умения пересказывать и комментировать прочитанное, находить в тексте цитаты для подтверждения своих слов; развивать образное мышление, умение выражать свои мысли, слушать одноклассников; воспитывать читательский интерес, чувство взаимопонимания, умение дружить.

Оборудование: портрет Сервантеса; раздаточный материал для литературных наблюдений; карточки для литературного лото; тексты романа; иллюстрации к роману; рисунки учащихся; тетради с записями подобранных цитат; эпиграф на доске. Будь я с головой, давно бы я бросил своего господина. Но такая уж, видно, моя судьба и горькая доля, иначе не могу, должен я его сопровождать, и всё тут: мы с ним из одного села, он меня кормил, я его люблю, он это ценит, даже ослят мне подарил, а главное, я человек верный, так что, кроме могилы, никто нас с ним разлучить не может. М.

Сервантес «Дон Кихот» (Санчо Панса)

ХОД УРОКА I.

Организационный момент 1. приветствие учителя 2. Запись даты, темы урока, эпиграфа в тетрадь II. Постановка целей и задач урока. Мотивация учебной деятельности 1. Литературная разминка Учитель.

Каждый из нас хочет иметь друзей — людей, которые бы нас поддерживали и которым мы могли оказать помощь, с которыми мы могли бы поделиться своими проблемами. Хотелось бы, чтобы рядом с нами был человек, с которым легко идти по жизни, справляться со всеми трудностями и проблемами. И в литературе эти естественные человеческие желания и стремления тоже часто отражаются тем или иным образом. Попробуйте в качестве литературной разминки подобрать примеры литературных героев, которые пришли к читателю парами:

том Сойер и… (Гек Финн).

Шерлок Холмс и…

(доктор Ватсон).

робинзон и… (Пятница).

Малыш и… (Карлсон).

Крокодил Гена и… (Чебурашка).

Какие возможности открывает писателю создание сопутствующего персонажа? Зачем они — герой и его тень — нужны писателю и друг другу? 2. постановка проблемного вопроса В первом мадридском издании книги, как сообщает критика, помимо многочисленных иллюстраций, была помещена карта странствий «хитроумного идальго».

Маршрут странствующего рыцаря графически удивителен: с виду никуда не ведущая, «мотающаяся» кривая, которая постепенно замыкается в петлю и возвращается к исходной точке: безнадёжный, замкнутый круг, столь естественный в поисках справедливости. На карте три маршрута.

Сначала Дон Кихот поднялся, вышел из дома, дал имя коню, назначил Дульсинею возлюбленной и пустился в путь один, без спутника. Что же успел сделать идальго во время этого путешествия? («Принял посвящение» в рыцари, «помог» крестьянскому мальчику, которого обижал богатый хозяин, был избит купцами и помощниками и доставлен домой) Есть предположения, что этими шестью главами Сервантес поначалу думал ограничиться.

Получилась логически завершённая назидательная новелла, в которой автор высказал своё мнение о рыцарских романах. Однако повествование продолжилось.

Почему же? (Можно дать возможность учащимся порассуждать о движущих мотивах, побуждающих авторов писать продолжение книг, в которых уже вроде бы всё сказано; о бесчисленных сериалах и т.

п.) Видимо, какое-то беспокойство, неведомая сила не позволили автору поставить точку. Обнаружились в придуманном персонаже скрытые возможности — и в седьмой главе рыцарь, залечив ушибы, выезжает в большое, на несколько десятков глав путешествие по ламанче. И теперь он не один, у него появился спутник — оруженосец Санчо Панса. В конце первой части «Дон Кихота», содержащей историю первых двух выездов Дон Кихота, герои вновь возвращаются домой, завершив, таким образом, второй круг. Кажется, что книга вроде бы окончена.

Однако удивительное дело: пятидесяти двух глав писателю оказалось не вполне достаточно, для того чтобы разобраться в своих героях. И Сервантес отправляет Дон Кихота и Санчо Пансу в третье путешествие. «Посмотрим, к чему приведёт вся эта цепь сумасбродств как рыцаря, так и оруженосца,— право, их обоих словно отлили в одной и той же форме, и безумства господина без глупостей слуги не стоили бы ломаного гроша»,— говорит священник. Новые дороги, новые приключения — содержание второй части романа. на этот раз петля странствий захватывает не только ламанчу, но почти всю Испанию.

♦ Почему же в выборе спутника для своих путешествий Дон Ки Хот остановился на Санчо Пансе? — Ответ на этот вопрос и будет целью сегодняшнего урока. III. Актуализация опорных знаний.

Проверка домашнего задания Ученики показывают свои иллюстрации, защищают их и ставят на выставку. IV. Работа по теме урока Исследовательская беседа с элементами литературного наблюдения ♦ Почему Санчо Панса согласился стать оруженосцем Дон Кихота? Как вы расцениваете этот факт с точки зрения морали вообще и с точки зрения исторических событий времён Сервантеса? (Дон Кихот пообещал за верную службу наградить Санчо островом, который он будет иметь благодаря своим подвигам. Кроме того, крестьянин просто ленив, для него путешествия с Дон Кихотом — развлечения.) ♦ Принимает ли участие Санчо в героических подвигах своего рыцаря?

(Он считает, что не должен вмешиваться в дела рыцаря.) ♦ Понимает ли Санчо Панса, что его мечта об острове несбыточна? (Он верит своему рыцарю, перенимает его идеи, в том числе и об острове.) ♦ Как Санчо Панса относится к наставлениям своего господина в отношении правления островом? Литературное наблюдение 1 ФРАГМЕНТ ИЗ ЧАСТИ 2, ГЛАВЫ XLII «Прежде всего, сын мой, тебе надлежит бояться бога, ибо в страхе господнем заключается мудрость, будучи же мудрым, ты избежишь ошибок. Во-вторых, загляни внутрь себя и постарайся себя познать, познание же — это есть наитруднейшее из всех, какие только могут быть.

Познавши самого себя, ты уже не станешь надуваться, точно лягушка, пожелавшая сравняться с волом, если же станешь, то подобно павлину, смущённо прячущему свой пышный хвост при взгляде на уродливые свои ноги, ты невольно будешь прятать хвост безрассудного своего тщеславия при мысли о том, что в родном краю ты некогда пас свиней. — Справедливо,— согласился Санчо,— но в ту пору я мальчонкой был, а когда подрос маленько, то уж гусей пас, а не свиней. но только думается мне, это к делу не идет: ведь не все правители королевского рода.

— твоя правда,— заметил Дон Кихот,— и вот почему людям происхождения незнатного, занимающим важные посты, надлежит проявлять мягкость и снисходительность, каковые в сочетании с благоразумною осторожностью избавляют от злостной клеветы, а иначе от неё ни в какой должности не убережёшься. О своем худородстве, Санчо, говори с гордостью и признавайся, не краснея, что ты из крестьян, ибо никому не придёт в голову тебя этим стыдить, коль скоро ты сам этого не стыдишься; вообще стремись к тому, чтобы стать смиренным праведником, а не надменным грешником. Бесчисленное множество людей, в низкой доле рождённых, достигали наивысших степеней и были возводимы в сан первосвященнический или же императорский, чему я мог бы привести столько примеров, что ты устал бы меня слушать.

Помни, Санчо: если ты вступишь на путь добродетели и будешь стараться делать добрые дела, то тебе не придётся завидовать делам князей и сеньоров, ибо кровь наследуется, а добродетель приобретается, и она имеет ценность самостоятельную, в отличие от крови, которая таковой ценности не имеет. А когда так, то в случае если кто-нибудь из родственников твоих вздумает навестить тебя на твоём острове, то не гони его и не обижай, но, напротив того, прими с честью и обласкай,— этим ты угодишь богу, который не любит, когда гнушаются кем-либо из его созданий, и вместе с тем соблюдёшь мудрый закон природы. Если привезёшь с собою жену (ибо нехорошо, когда люди, призванные к исполнению служебных своих обязанностей на долгий срок, пребывают в разлуке с супругами), то поучай её, наставляй и шлифуй природную её неотесанность, ибо что умный губернатор приобрёл, то может растерять и расточить глупая его и неотесанная жена… Ни в коем случае не руководствуйся законом личного произвола: этот закон весьма распространён среди невежд, которые выдают себя за умников.

Пусть слёзы бедняка вызовут в тебе при одинаково сильном чувстве справедливости больше сострадания, чем жалобы богача. Всячески старайся обнаружить истину, что бы тебе ни сулил и ни преподносил богач и как бы ни рыдал и ни молил бедняк. В тех случаях, когда может и должно иметь место снисхождение, не суди виновного по всей строгости закона, ибо слава судьи сурового ничем не лучше славы судьи милостивого. Если когда-нибудь жезл правосудия согнётся у тебя в руке, то пусть это произойдёт не под тяжестью даров, но под давлением сострадания.







Поиск
В нашей базе находится больше 10 тысяч сочинений

Лайкнуть похвалить твиттернуть и прочее

Сочинения > Дон Кихот > Роль образа Санчо Пансы в раскрытии характера главного героя романа М де Сервантеса «Дон Кихот»