Смеховая стихия в романе Сервантеса «дон Кихот» - сочинение

Цель:   выяснить роль смеха в романе Сервантеса, в создании художественных образов, в критике человеческих недостатков и пороков, общественных неурядиц, а также в утверждении добродетелей и общечеловеческих ценностей, развивать умение работать с научной статьей, прививать интересы к произведениям, которые являются достижениями мирового юмора и сатиры.

Тип урока:     урок применения приобретенных знаний.

Оборудование: тексты романа, иллюстрации Г. Доре к произведению «Дон Кихот», статья И. Я. Франко «Власть земли в современном романе» (ксерокопии), словарь литературоведческих терминов.

Ход урока.

І. Организационный момент.

II. Объявление темы, цели урока, мотивация учебной деятельности учеников.

Вступительное слово учителя.

Существует мысль, что смех помогает весело прощаться с прошлым. От античности до сегодня звучит смех, слышны голоса сатириков и юмористов, которые наполняют смехом свои произведения: грек Аристофан, француз Рабле, россиянин Чехов, украинец Остап Вишня...

Творцом смеха является и знаменитейший автор романа «Дон Кихот» испанец Сервантес. Читая произведение Сервантеса, смеются люди разного возраста. Но почти все, прочитав роман, говорят: «Смешно, тем не менее, почему-то грустно». Русский поэт Михаил Светлов заметил, что смех в самом деле часто бывает украшен печалью. «Нет ничего печальнее юмора, - сказал как-то Светлов. - Я уверен, что если бы Чехов думал иначе, он бы не написал «Толстого и тонкого». Иногда можно услышать, что этот рассказ является образцом юмора. Но мне кажется, что в нем - трагедия! А кинофильмы Чарли Чаплина? Смешные невероятно, а какая у них боль за человека. Нет, юмор - это не шутки, юмор - всегда с привкусом тревоги».

 Тяжело с этим не согласиться. Комическое и трагическое в искусстве тесно переплетаются, смех часто звучит «сквозь слезы». Такой смех наполняет роман «Дон Кихот».

III.       Актуализация опорных знаний.

1. Беседа на повторение изученного.

•          Что такое комическое? (Смешное в жизни и искусстве. Для комического характерным является изображение жизненных несоответствий, отклонений от нормы).

•          Какие разновидности комического вам известны? (Юмор, сатира, ирония, сарказм).

•          Вспомните, что такое пародия? (Пародия - шутливая переработка. Пародия - жанр сатирической и юмористической литературы, основанный на комическом наследовании произведения какого-то автора или литературного направления).

•          С какой целью комическое используется в произведениях художественной литературы? (С целью высмеивания определенных недостатков в жизни людей или общества в целом).

IV.       Применение приобретенных знаний.

1.         Творческая задача.

Перескажите комические сцены, которые встретились вам в прочитанных разделах романа.

2.         Особенности Сервантовского смеха.

•          Почему Сервантес снарядил Дон Кихота странствовать по миру, не подарив ему ни сил, ни внешней красоты?

•          Зачем Сервантес постоянно смеется над Дон Кихотом, иногда даже жестоко?

•          Обращает ли Дон Кихот внимание на насмешки, которыми стараются принизить его другие персонажи романа?

•          Можно ли считать Дон Кихота пародией на героев рыцарских романов? (Подтвердить свою мысль местами из романа) Итак, одним из средств создания комического в романе является пародия.

•          Исследовать, где больше комических сцен: в начале или в конце романа. Как вы думаете, с чем это связано? (Комических сцен больше в начале, а потом серьезность повествования усиливается. Дон Кихот постепенно теряет черты сумасшедшего и становится мудрым человеком. Такой прием приобретает символическое значение: сама жизнь разбивает иллюзии героя, доказывает их безосновательность).

•          Есть ли хотя бы что-то комическое в цели жизни Дон Кихота?

•          Какие черты характера Дон Кихота вызывают смех (по крайней мере улыбку), а какие — симпатию?

•          Итак, какую разновидность комического использует Сервантес в романе? (Сатира).

3.         «Аквариум». Работа в группах над задачами карточек.

Карточка № 1.

Как вы думаете, почему героем стал не богатый аристократ, а обедневший идальго?

Карточка № 2.

Можно ли утверждать, что смех Сервантеса, унижая героя романа, вместе с тем его возвеличивает?

Карточка № 3.

«Каждый комический персонаж идет путем иллюзий, и дон Кихот олицетворяет общий тип комической абсурдности». (Анри Бергсон). Объясните это выражение.

Карточка № 4.

Какая роль словесных портретов в романе? Помогают ли они создать смех?

Карточка № 5.

Посудите над тем, как в романе оказывается внешний комизм и внутренний трагизм.

Карточка № 6.

Докажите или опровергните мысль русского критика В. Белинского «Каждый человек является чуточку Дон Кихот».

4.         Работа со статьей И. Франко «Власть земли в современном романе». Комментируемое чтение отрывков статьи.

5.         Беседа по прочитанному.

•          Какие благородные черты характера Дон Кихота вызывают симпатию критиков и читателей?

•          Что, по вашему мнению, делает роман бессмертным: изображение «прозы» или «поэзии жизни»?

•          В чем заключается «новейший покрой» романа Сервантеса?

•          И. Франко говорит о живучести образов произведения, называя их вечными? Что же такое «вечный образ»?

6.         Работа со словарем литературоведческих терминов.

Вечные образы - это образы, которые глубиной обобщения вышли за пределы конкретных произведений и изображенных в них исторических времен, содержат неисчерпаемые возможности философского осмысления бытия.

7. Вопрос для учеников.

•          Что, по вашему мнению, дало основания отнести образ Дон Кихота к «вечным»?

•          Какие образы из изученных нами произведений зарубежной литературы можно отнести к «вечным»?

V.        Подведение итогов урока.

Итоговое слово учителя. Проходят столетия, изменяются взгляды, а роман Сервантеса продолжает жить. В образе Дон Кихота автор отобразил черты человека эпохи Возрождения. Но такие его черты характера, как служение добру, правде, благородству, любви к людям, способность к самопожертвованию ради высоких идеалов, имеют проявление в разные эпохи и у разных народов. Итак, образ Дон Кихота живой, и каждое поколения старается понять его, найти что-то интересное, новое и полезное для себя.

VI.       Оценивание.

VII.      Домашняя задача.

Подготовиться к дискуссии «Кто он, Дон Кихот?», индивидуальные задачи.







Поиск
В нашей базе находится больше 10 тысяч сочинений

Лайкнуть похвалить твиттернуть и прочее

Сочинения > Дон Кихот > Смеховая стихия в романе Сервантеса «дон Кихот»