Сочинения > Достоевский > Ф М Достоевский Жизненный и творческий путь художника
Ф М Достоевский Жизненный и творческий путь художника - сочинение


Вильям Шекспир. Жизненный и творческий путь художника. Трагедия «Ромео и Джульетта»
Жизненный и творческий путь С.А. Есенина
ЖИЗНЕННЫЙ И ТВОРЧЕСКИЙ ПУТЬ А. И. КУПРИНА



Творчество Ф. М. Достоевского как одна из вершин русской и всемирной литературы. Философские, этические и эстетичные взгляды писателя и их воплощение в художественных произведениях

Цель: ознакомить с основными вехами жизни и творчества Ф. Достоевского, его мировоззренческими позициями и морально-этическими убеждениями, заинтересовать произведениями писателя; развивать умение воспринимать информацию на слух, лаконично высказывать собственные мысли по поводу услышанного, навыки работы с книгой; воспитывать гуманизм, целеустремленность, чувство справедливости.

Оборудование: портрет писателя, иллюстрации к биографии, выставка произведений.

Тип урока: изучение нового учебного материала.

Ход урока.

I. Организационный момент

II. Анализ результатов контрольной работы

III. Объявление темы и цели урока

IV. Актуализация опорных знаний

Беседа

♦ Назовите основные принципы реализма, его течения, представителей.

♦ Определите особенности развития русского реализма II половины XIX столетия; назовите его величайших представителей.

♦ Вопрос для любознательных и внимательных: «Чем обусловлен особый путь развития русского реализма XIX ст.?» (Особыми историческими условиями: наличием крепостничества, потом его отменой, реформами, развитием капитализма на десятки лет позднее, чем в Западной Европе, и другими факторами.)

V. Восприятие и усвоение нового учебного материала

1. Слово учителя

(Ученики записывают тезисы или конспект по плану:

1) Детство и юношеские годы писателя.

2) Начало литературной деятельности.

3) Кружок М. Петрашевского. Арест.

4) Каторга.

5) После каторги.

6) Последние годы жизни.

7) Эволюция мировоззрения писателя.

8) Обзор творчества).

Детство будущего писателя было нелегким. Родился он в семье отставного военного врача в 1821 году в Москве. Отец был человеком несдержанным, грубым, скупым, и вдобавок пьянствовал. Поддерживала семерых детей добрая, религиозная, хозяйственная мать, которая прожила недолго.

По воле отца Федор поступил в Главное военно-инженерное училище в Петербурге, хотя призвание к военному делу не ощущал. В этом учебном заведении преподавали не только технические и военные дисциплины, но и французский язык, живопись, историю, литературу. Студенты серьезно занимались литературной работой, читали произведения зарубежных авторов на разных языках и обсуждали прочитанное.

В 1839 году Достоевского ошеломила весть о трагической гибели отца, которого убили крестьяне. Наверное, именно это и послужило причиной болезни Федора - эпилепсии.

После окончания училища (1843) Достоевский стал офицером и получил назначение в инженерный корпус. Но служба интересовала его мало, он пошел в отставку, решив посвятить себя литературной работе. На одном дыхании он переводит «Ежени Гранд» О. де Бальзака, а потом пишет собственное произведение - повесть в письмах «Бедные люди». Критики искренне приветствовали новый литературный талант. На протяжении последующих трех лет (1846-1849) появляются повести Достоевского «Двойник», «Хозяйка», «Белые ночи», «Неточка Незванова». Молодой писатель знакомится с Иваном Тургеневым, Николаем Некрасовым и другими художниками и критиками. Но его внимание в своих произведениях к человеку, сложности его судьбы, непредсказуемости его поступков, тайных предчувствий, психологических загадок вызвали критические отклики, которые он болезненно переживал.

В 1847 году Достоевский сближается с Михаилом Буташевичем-Петрашевским, чиновником Министерства иностранных дел, который пропагандировал идеи утопического социализма Фурье. На сборах кружка говорили о перестройке общества, о необходимости отмены крепостничества, даже путем восстания. Кружок разоблачили, а его участников, среди них и Достоевского, арестовали. Приговор суда - смертная казнь. 22 декабря 1849 года группу молодых петрашевцев вывели на одну из петербургских площадей, где стояли солдаты с ружьями наготове. Осужденным завязали глаза. Потянулись страшные минуты ожидания. Вдруг - цокот лошадиных копыт, солдатам дают команду: «Вольно!». Адъютант царя объявляет, что император помиловал бунтовщиков и заменил смертную карюю четырьмя годами каторжных работ, а после этого - солдатской службой.

Шестнадцать суток в сорокаградусный мороз на открытых санях везли петрашевцев в Западную Сибирь. Там, в Тобольске, их посетили жены декабристов, которые еще двадцать лет тому назад поехали на каторгу, чтобы поддержать своих мужей. Мужественные женщины подарили Достоевскому Евангелие, которое тот свято берег всю жизнь.

Условия пребывания в тобольськом остроге были ужасными: писателю пришлось спать на общих нарах с убийцами и ворами, работать по колени в холодной воде. Не более легкими были условия в омском остроге и на солдатской службе в Семипалатинске.

Через несколько лет Достоевский получил офицерский чин, влюбился и вступил в брак. Новый царь Александр II разрешил петрашевцам вернуться в столицу.

Свои воспоминания о каторге писатель изложил в произведении «Записки из Мертвого дома». «Не знаю лучшей книги из всей новой литературы, включая Пушкина,- восторженно откликнулся Лев Толстой.- Взгляд... искренний, естественный и христианский».

С 1861 года Достоевский вместе со своим братом Михаилом издает в Петербурге журнал «Время», а после его запрета - журнал «Эпоха». В это время он определяет собственный взгляд на задачу русского писателя и общественного деятеля. Его идеи - это своеобразный русский вариант христианского социализма.

В 1862 году Достоевский осуществил путешествие по Западной Европе, которая укрепила его в мысли, что необходимо бороться с всемирным злом, которое все больше завоевывает душу человека. Он начинает писать одно из ключевых своих произведений - роман «Преступление и наказание».

Следующие годы приносят Федору Михайловичу и литературную славу, и большие душевные испытания: потерю жены, банкротство, долги. Ему пришлось даже продать свои еще не написанные романы.

Во время работы над повестью «Игрок» Достоевскому помогает стенографистка Анна Сниткина, которая стала для писателя помощницей, а со временем - женой и другом. Из-за долгов семье Достоевских пришлось около пяти лет находиться за границей. Там были созданы романы «Идиот» и «Бесы».

Достоевский постоянно работал, практически не вставая из-за письменного стола. В конце концов, он мог свободно создавать, его творчество было признано выдающимся достижением мировой литературы, он имел семейный уют на даче близ Новгорода. Но болезни победили, и в 1881 году писателя не стало.

Литературоведы отмечают, что в течение творческого пути мировоззрение Достоевского изменялось, и это отразилось в его произведениях. В раннем периоде (1840-е гг.) он ощущал влияние романтизма и сентиментализма, перешел от традиций натуральной школы к углубленному психологизму. Второй период (1860-е гг.) - переходной (шиллеровский) - разочарование в идеях социалистической утопии, приход к антигерою, герою-бунтарю. Третий период (последние 15 лет) - это расцвет творчества, когда писатель отказался от крайних, открыто революционных форм борьбы, утвердился в своих религиозно-моральных убеждениях.

2. Работа в парах.

Уточнение, дополнение записей. Озвучивание работ (1-2 ученика).

VI. Закрепление приобретенных знаний, умений и навыков.

Ассоциативный диктант.

Запишите черты характера, которые, по вашему мнению, присущи Ф. Достоевскому: талантливость, гуманизм, пассивность, резкость, религиозность, высокая нравственность, трудолюбие, непрактичность, расточительство, патриотизм.

VII. Домашняя задача.

Повторить биографию писателя, определить эволюцию его мировоззрения и творчества. Прочитать роман «Преступление и наказание».

VIII. Подведение итогов урока.

Интерактивное упражнение «Микрофон».

Продолжите предложение:

• Достоевский для меня…

• Меня поразило…

• Если сравнить молодежь нашего времени с молодежью эпохи Достоевского, то…

Похожие сочинения


Вильям Шекспир. Жизненный и творческий путь художника. Трагедия «Ромео и Джульетта»
Жизненный и творческий путь С.А. Есенина
ЖИЗНЕННЫЙ И ТВОРЧЕСКИЙ ПУТЬ А. И. КУПРИНА

ТОП 3 популярных


  1. Сочинение на тему интересная встреча
  2. Сочинение на тему описание друга
  3. Когда моя мама училась в школе?

Поиск
В нашей базе находится больше 10 тысяч сочинений

Лайкнуть похвалить твиттернуть и прочее