История мятежа в русской литературе (Роман о мятежном дворянине Дубровском) - сочинение

«Дворянский мятеж» ныне называется «послевоенным синдромом». Явление это встречалось во все века от Робина Гуда – агло-сакского дворянина, ставшего крестьянином после того, как завоеватели-французы лишили его имения, до «Разбойников» Шиллера. В русской литературе есть более поздний отголосок на аналогичные события из павловской эпохи. В семейной хронике Сергея Тимофеевича Аксакова фигурирует колоритная личность дяди главного героя - Михаила Максимовича Куролесова, имевшего прототип в реальный жизни. Кузен Александра Суворова, участник славных войн екатерининской эпохи, молодой симбирский дворянин, майор в отставке, вдруг начинает «куролесить» по губернии в духе Робина Г уда, сколотив шайку из крепостных крестьян.
Были и поздние примеры. В ходе работы над «Дубровским» Пушкина привлек судебный процесс между подполковником Крюковым и поручиком Муратовым, рассматривавшийся в октябре 1832 года в Козловском уездном суде. Копию решения суда, как известно, без всяких переделок, Пушкин включил в свою рукопись. Комментаторы давно отметили, что постановление по делу Дубровского и Троекурова в Пушкинской повести представляет собой подлинный документ.
В «Дубровском» мятежный дворянин оказывается жертвой не случайного личного чувства, хотя бы и глубоко социально мотивированного. Старинный дворянин и гвардейский офицер остается без куска хлеба и без крова над головой, у него не только беззаконно отобрано имение, на владение которым он имел неоспоримое право, но попраны его честь и нравственное достоинство.
Пушкин подчеркнул принадлежность Троекурова к старинному русскому барству (князья Троекуровы значатся среди потомков Рюрика от князей Ярославских), объяснив его власть над соседями помещиками и губернскими чиновниками не просто богатством и связями, но и знатным родом. Тем самым пушкинское представление о противоборствующих силах, существовавших в русском дворянстве, известное по ряду других произведений поэта, подверглось в романе определенному усложнению. Упадок одних старинных фамилий в XVIII - начале XIX веках не мешал возвышению других. Первоначально Пушкин мотивировал различие между судьбами Троекурова и Дубровского тем, что «славный 1762 год разлучил их надолго», то есть имело место противостояние сторонника Петра Третьего и Екатерины Второй.
Само разбойничество свое герой характеризует как неизбежный шаг, вынужденный актом самодурного произвола. «Да, я тот несчастный, которого ваш отец лишил куска хлеба, выгнал из отеческого дома и послал грабить на больших дорогах», - признается Дубровский Маше. Бунт пушкинского Робин Гуда оказывается бунтом поневоле, а осознанный самим героем безысходный трагизм его положения - оборотной стороной романтической удали и пафоса справедливости, которые связала неразрывно с разбоями мирская молва.
Широкая картина жизни русского провинциального дворянства, встающая со страниц «Дубровского» и имеющая своим основанием пушкинскую концепцию исторического развития дворянского сословия, принадлежит к высочайшим достижениям русского социального романа нового времени. Особенность стилистики «Дубровского» позволяет нам относить его действие и к концу XVIII века (эпоха аксаковского Куролесова), и к пушкинской современности. Владимир Дубровский внутренне выражает реакцию дворянства на отголоски Великой Французской революции.



В «Дубровском» нет крестьянского восстания, а есть только неустойчивый порыв крестьян и дворовых к бунту. За исключением сцены на барском дворе, крестьяне не появляются в написанных главах романа. Герои «Дубровского», принадлежащие к народной среде, - дворовые, то есть личные слуги господ, крепостные ремесленники, работники дворовых служб, связанные с барином теснее, чем барщинные крестьяне. Патриархальная связь дворовых с «доброродным» помещиком укоренена, по мысли Пушкина, в давней традиции. Дед Аксакова в «Семейной хронике» прямо называет всех дворовых крестьян «разбойниками и дармоедами». К тому же слияние владений Дубровского и Троекурова неминуемо затрагивает их личные судьбы и интересы, толкая на большую дорогу вслед за молодым Дубровским. Однако и действия дворни ничем не напоминают восстание. В разбойничьей крепости сохраняют силу законы барской усадьбы: Дубровский управляет всеми действиями разбойников, он волен наложить табу на грабеж владения ненавистного для его людей Троекурова и даже распустить свою шайку. Тут властвую законы криминального сообщества. Тема народа не является доминирующей в «Дубровском». Народ - это естественная среда, в которой протекает деревенская жизнь дворянина. В «Дубровском» Пушкин показал, что среда эта отнюдь не пассивна. И распря господ, и бесчинства приказных чиновников электризуют народную массу и вызывают ее ответную реакцию. Но народные сцены в «Дубровском» можно вместе с тем и сопоставить с народными сценами «Бориса Годунова»: крестьяне и дворовые, толпящиеся на барском дворе, озабочены не только своей будущей судьбой. Их этическое чувство возмущено творимым на их глазах беззаконием. В «Дубровском», как и в «Борисе Годунове», Пушкин делает народ судьей происходящего, апеллирует к его чувству справедливости как высшему моральному критерию. Причем, в отличие от «Бориса Годунова», в «Дубровском» толпа дифференцирована. В ней выделены группы крестьян и дворовых, которые характеризуются разными настроениями и разной степенью активности. Более того, в числе дворовых находятся зачинщики, способные повести толпу за собой. Таков кузнец Архип, в определенный момент выступающий на авансцену повествования. Заходя в своем мщении дальше, чем предполагал молодой барин, он, по существу, направляет последующие события, отрезая для Дубровского пути к отступлению, ставя его своими действиями вне закона. Постепенно герой Пушкина приходит от мнимых ценностей к истинным. Пушкин заставляет молодого Дубровского познать, что человек, однажды оказавшийся вне закона, не может обрести даже скромного человеческого счастья. Все попытки изгоя вернуться к гражданскому существованию в правовом государстве обречены на неудачу.






Поиск
В нашей базе находится больше 10 тысяч сочинений

Лайкнуть похвалить твиттернуть и прочее

Сочинения > Дубровский > История мятежа в русской литературе (Роман о мятежном дворянине Дубровском)