Сочинения > Дубровский > Урок по повести «Дубровский» глава «Барская усадьба»
Урок по повести «Дубровский» глава «Барская усадьба» - сочинение


Урок-беседа по I главе романа «Дубровский» («Что связывало Дубровского и Троекурова и почему их дружба оказалась непрочной»
Благородство против подлости (По роману А. С. Пушкина “Дубровский”) Дубровский Пушкин А. С
Народ в повести А.С.Пушкина «Дубровский»


На первом уроке, играющем роль вступительного занятия, мы стремимся познакомить учеников с далеким для них временем, с бытом, который для них странен и почти фантастичен. В крепостной усадьбе нам необходимо показать сложное переплетение утонченности и жестокости, культуры и варварства.

    Пользуюсь случаем, чтобы выразить благодарность всем учителям, принимавшим участие в этой работе.

Изысканное великолепие и пресыщенность вельможи, грубость и властность поместного повелителя, гордость и стремление к независимости «обиженных родов» — эти три слоя русского дворянства должны быть в центре внимания учеников на вступительном занятии. Без этого конфликт романа лишится исторических опор, анализ пойдет лишь в русле отвлеченно-нравственных проблем.

Осуществление этой задачи не может быть однотипно в классах с разным уровнем развития. В более слабом классе учитель сам проведет заочную экскурсию, показав классу в ходе живого рассказа фотографии, рисунки тех мест, где бывал Пушкин: подмосковное поместье Юсуповых Архангельское, Петровское, принадлежавшее отставному генерал-майору П. А. Ганнибалу, и пушкинское Михайловское. Как мы уже говорили, эти места в какой-то степени были прообразом изображенных в «Дубровском» Арбатова, Покровского и Кистеневки. В связи с этим на уроке могут быть сообщены некоторые сведения о реальной основе романа.

Заочная экскурсия — это не пассивное прослушивание учителя и просмотр фотографий через эпидиаскоп. Этой форме урока свойственна активизация воображения, образного мышления и чувств школьников.

Заочная экскурсия вводит учеников в атмосферу произведения, дает необходимый исторический комментарий к нему, создает определенный угол зрения.

Поэтому мы поручаем ученикам после этого урока прочесть роман. (если он не был прочитан ранее) и ответить на вопросы анкеты.

    Интересно ли было читать роман Пушкина «Дубровский»?
    Кого из героев романа вы полюбили и почему?, Кто вызвал неприязнь?
    Какие эпизоды романа запомнились особенно ярко?
    Когда герой романа наиболее привлекателен для вас: в роли Дефоржа или под своим именем?
    Почему Маша не приняла свободы из рук Дубровского?

Как бы детально ни было исследовано восприятие того или иного произведения психологами и методистами, учитель не может освободить себя от трудной и радостной обязанности познакомиться с конкретными впечатлениями от прочитанного в этом классе, в этом году. Восприятие искусства во многом неповторимо. Мы можем заранее изучить основные его свойства, но общими законами восприятия не снимается его индивидуальность. Чтобы анализ был действенным, направленным, чтобы «ружье стреляло», учитель должен учесть своеобразие восприятия произведения искусства в конкретном ученическом коллективе. Строители всегда «привязывают» проект, созданный архитектором, к местности. Без этого здание не строят.

В более сильном классе первый урок проводится в условиях, когда роман уже прочитан и ученики ведут заочную экскурсию сами, пытаясь собрать впечатления от чтения вокруг трех центров: Кистеневка, Покровское, Арбатово.

    Чем отличаются эти усадьбы друг от друга? Как выглядят?
    Какие события происходят в каждой из них?



Похожие сочинения


Урок-беседа по I главе романа «Дубровский» («Что связывало Дубровского и Троекурова и почему их дружба оказалась непрочной»
Благородство против подлости (По роману А. С. Пушкина “Дубровский”) Дубровский Пушкин А. С
Народ в повести А.С.Пушкина «Дубровский»

ТОП 3 популярных



Поиск
В нашей базе находится больше 10 тысяч сочинений

Лайкнуть похвалить твиттернуть и прочее