Вопросы и ответы к роману А Дюмы «Три мушкетера» - сочинение


    Согласны ли вы с тем, что роман считается авантюрно-историческим?

    Александр Дюма — отец не стремился в своих произведениях к документальности. Его романы считаются авантюрно-ис­торическими. Авантюрными прежде всего потому, что их сюжеты строятся на увле­кательной интриге, которая придумана автором. Историческими потому, что в них участвуют реально существовавшие люди, и воспроизведены многие происхо­дившие в действительности события. Но есть и еще одна причина для такого назва­ния — свобода автора при использовании самых различных событий для характе­ристики героев своего повествования. Именно поэтому читатель всегда знает, что, читая авантюрно-исторический ро­ман, он знакомится с остроумной выдум­кой, которая только отчасти верна исто­рической правде. Роман «Три мушкетера» можно точно отнести к первой половине XVII века, в нем описываются события, происходившие при жизни кардинала Ри­шелье и герцога Букингемского.
    Как вы объясняете название романа? Как известно, друзей, приключения которых в нем описаны, было четверо, а не трое.

    Проследим за судьбами четырех друзей. Трое из них в самом начале романа уже были мушкетерами. Д’Артаньян не сразу добился этой чести. Три мушкетера с Д’Артаньяном — неразделимый союз, в котором самой активной силой был именно Д’Артаньян.
    Есть ли в романе герой, которого можно считать главным действующим лицом произведе­ния? Кто он? Докажите, что именно он в центре событий романа.

    Ни у кого не вызывает сомнения, что главное действующее лицо романа — Д’Артаньян. Его действия лежат в основе всех самых ярких событий романа, кото­рые начинаются с грозной стычки буду­щих друзей. Затем четырех героев свяжут захватывающие приключения, в которых зачинщиком и героем станет Д’Артаньян. Он первым вступает в бой, и он же за­вершает сражения.
    Какие события представляются вам наибо­лее яркими, организующими сюжет произведе­ния? Есть ли среди них подлинные исторические события? Какие?

    О конкретных событиях говорят все ба­тальные эпизоды романа. Но особенно за­поминается история с подвесками — дра­гоценностью, которая оказалась в Англии в руках влюбленного во французскую ко­ролеву герцога Букингемского. Все много­численные события напряженного сюже­та происходят в первой половине XVII ве­ка. При этом отважным мушкетерам удается предотвратить ряд военных конф­ликтов, которые порождены политикой кардинала Ришелье и герцога Букингемского.
    Каков кодекс чести героев романа? Насколь­ко он кажется вам применимым в наше время?

    Кодекс чести, который исповедуют мушкетеры, всем известен. Не они его изобрели, но они его свято воплощали в своей жизни, чем привлекли многочис­ленных читателей многих поколений. Некоторые фразы этого кодекса звучат афоризмами: «Один за всех — все за одно­го» и др. Мушкетеры защищают слабых, они карают подлость, благородны по отно­шению к женщине, верны слову. Общий кодекс чести благородного человека впол­не может быть составлен по делам каждо­го из четырех героев романа.
    Какие качества и поступки абсолютно непри­емлемы для героев романа? Насколько они непри­емлемы для вас?

    Кодекс чести предполагает благородст­во поступков. Соблюдая его, нельзя совер­шить никакого неблаговидного поступка, а не только подлости. Предательство, об­ман, лицемерие, донос — все это исключа­ется самим фактом существования кодек­са чести. И конечно, они должны быть не­приемлемы для каждого из нас.
    Связаны ли подвиги героев романа со слу­жением даме или у этих подвигов нет вдохнови­тельницы?

    Высокое благородство по отношению к женщине свойственно мушкетерам, они служат даме, помогая, например, короле­ве, мадам Бонасье. Но эти благородные поступки более связаны с их кодексом чести, чем только с поклонением конкрет­ной даме.
    Как вы представляете характер и облик ми­леди? Это романтическая фигура, или в том, как она описана, вы видите черты реального харак­тера?

    Миледи предстает перед читателем ро­мантической злодейкой, в характере ко­торой нет ни одной светлой черты. Хотя те качества, которые ей присущи, бывают у реальных людей, но сочетание их у миле­ди пугает концентрацией злобы и беспо­щадности, полным отсутствием добрых побуждений.
    Дает ли авантюрно-исторический роман представление об изображенной эпохе? Как бы вы охарактеризовали его роль в формировании вашего представления об историческом време­ни?

    Несомненная польза авантюрно-истори­ческого романа в том, что он не только знакомит с эпохой, но и увлекает ее сюже­том. События и герои, с которыми нас зна­комит такой роман, обычно эмоционально воспринимаются читателями, и в этом их положительная роль бесспорна. Отдавая должное жизнерадостному таланту А. Дю­ма, отметим его неистощимую выдумку, юмор и блеск диалогов. Мы должны учесть, что умело описывая придворную жизнь эпохи и военные действия, он не очень заботится об исторической досто­верности событий. Многое изображается упрощенно, часто объясняется случайны­ми причинами: интригами придворных, счастливым стечением обстоятельств.



Какой век изображен в романе? Какие приметы времени вы можете выделить в ро­мане? В романе изображена первая половина XVII века. Роман насыщен самыми разно­образными приметами эпохи. Мы не толь­ко узнаем о событиях конкретного време­ни, но и об архитектуре той поры, о моде, которая царила при дворе, о манере обще­ния и даже правилах организации по­единков. Автор мог бы и ошибаться в воспроизведении реалий времени, но они будут жить в нашей памяти, поскольку изображены писателем очень ярко и убе­дительно. Какую роль играет пейзаж в романе? В романе «Три мушкетера», как и в прочих историко-авантюрных романах А. Дюма, роль пейзажа невелика. Он час­то выглядит как декорация эпохи, как подтверждение достоверности изображае­мых событий. Чаще всего это не картины живой природы, а общие очертания места действия. Иногда описание конкретного места включает в себя и рассказ о его из­менении в ходе времени. Так, описывая руины замка, автор вспоминает о поре его расцвета. Какие интерьеры вам особенно запомни­лись? Среди интерьеров детальнее всего вос­произведены жилые покои властителей. Их помпезность и их житейское (по мер­кам нашего времени) неудобство. Дюма умеет и любит рисовать словом не только портреты героев, но и тот предметный мир, который их окружает. Читатель на­блюдает за жизнью героев в привычной для него обстановке. Стоит отметить раз­нообразие интерьеров, которые воссоздает писатель: это может быть и будуар коро­левы, и скромная обстановка дома мадам Бонасье, и покои кардинала Ришелье. Чаще всего запоминаются те интерье­ры, в которых происходили самые драматические события, а детали их описаний помогают представить важные для разви­тия сюжета сцены. Чем привлек вас как читателей этот роман: увлекательным приключенческим сюжетом, харак­терами и поступками его героев, мастерством по­вествования, близостью позиций автора к вашим взглядам на жизнь? Чтение романа увлекает. И, завершив это чтение, можно попробовать определить, что же лежит в основе нашего читательского интереса. Размышляя над этим, мы обыч­но называем увлекательность сюжета, яр­кость характеров героев, удивительное мастерство повествования, которое с ярко­стью рисует действия героев, а также чет­кость выражения позиции автора, с кото­рым любому читателю хочется или согла­ситься, или спорить, настолько она отчет­ливо выражена на страницах романа. Попробуйте охарактеризовать особеннос­ти мастерства автора. А. Дюма в своих авантюрно-историче­ских романах активно использует весь на­бор авторских приемов, которые могут притягивать читателя. Он обращается к тому, что интересует каждого читателя — к прошлому. На таком интересном фоне развертываются увлекательные сюжеты, развитие которых удерживает внимание читателя, вызывает его соучастие и сопе­реживание. При этом нужно отметить мастерство изображения характеров, уме­лое использование всех деталей обстанов­ки, которые способствуют активному вклю­чению читателя в ход событий. Если мы попробуем охарактеризовать мастерство автора, то отметим, что перед нами мастер создания сюжета, обрисовки человече­ских характеров, создания сложной и единой картины воспроизведения дейст­вительности в рамках художественного произведения. Какие мысли и чувства возникают при чте­нии этого романа? Чтение романа часто воспринимается как развлечение, как отдых, при котором жизнь вокруг начинает восприниматься радостно и оптимистично, хотя обсто­ятельства сюжета казалось бы этого не предполагают. Однако часто при чтении возникают вопросы, которые в состоянии решить уже не автор, а сам читатель. И эти вопросы и побуждения к действию часто реализуются в поступках, совсем не связанных с героями и сюжетом романа, а всего лишь подсказанных его содержа­нием. Так, часто возникают коллектив­ные «Дневники мушкетеров», даются клятвы, основанные на кодексе чести мушкетеров, которые во многом предоп­ределяют дальнейшее поведение учеников-читателей. Практически каждый чи­татель может оценить меру и степень воз­действия книги на его духовный мир и дальнейшее поведение после того, как прочитана книга. Чем можно объяснить появление беско­нечного количества инсценировок и киновариан­тов сюжета романа? Увлекательность сюжета и яркость ха­рактеров героев привлекает читателей. Особенности художественного текста, а также его популярность вызывают жела­ние использовать его для создания произ­ведений других жанров. Можно попробо­вать назвать те жанры, в которых вопло­щались «Три мушкетера», — это кино­фильмы, спектакли, пародийные романы, мюзиклы, мультипликационные фильмы и т. д. Не всем им сопутствовала удача, но всегда сначала читатель и зритель с инте­ресом всматривались в новые попытки ис­пользовать любимые сюжеты и героев. Попробуйте инсценировать с одноклассни­ками любой эпизод романа. Любой диалог может превратиться в не­большую сценку, которая будет показы­вать какое-то качество героя, например его изобретательность или быстроту реак­ции. В то же время яркость конкретно­го диалога может рассматриваться как использование художественных приемов Дюма-драматурга на страницах прозаиче­ского произведения. Роман «Три мушке­тера» включен в школьную программу на правах внеклассного чтения и обращение к добровольной творческой работе по со­зданию инсценировки поможет всем вось­миклассникам включиться в процесс об­суждения и художественного произведе­ния с его особенностями, и тех проблем, которые особенно важны в данный мо­мент в этом конкретном классе.






Поиск
В нашей базе находится больше 10 тысяч сочинений

Лайкнуть похвалить твиттернуть и прочее

Сочинения > Дюма > Вопросы и ответы к роману А Дюмы «Три мушкетера»