Виноват ли Онегин в своей судьбе (по одноименному роману А С Пушкина «Евгений Онегин») - сочинение

Великий русский поэт А. С. Пушкин был тесно связан с передовыми общественными кругами дворянской интеллигенции. Освободительное движение, возглавляемое передовыми дворянами, питало его творчество. Пушкин выразил свободолюбивые национальные идеи своего времени с исключительной художественной силой и глубиной. В своем творчестве поэт поднимал коренные вопросы, волновавшие современников поэта и последующие поколения: противоречия между самодержавием и народом, личностью и государством, причины оторванности дворянина-интеллигента от народа. В романе Пушкина Россия запечатлена в удивительном богатстве ее истории, отразившейся в судьбах и характерах центральных образов. Подвергнув действительность критике, он вместе с тем нашел идеалы, близкие народу, и осудил действительность с высоты этих идеалов.
Роман Пушкина «Евгений Онегин», отличаясь богатством идей и чувств, затрагивает множество социально-политических, нравственно-бытовых, литературно-театральных вопросов, поэтому В. Г. Белинский назвал его «энциклопедией русской жизни». Пушкин изображал непринимаемую им действительность отрицательно и мечтал о будущем, исходя из самых передовых воззрений своего времени. Воззрений просвещенного дворянства. Роман реалистичен с самых первых строф, конкретно-исторически рисующих повседневную жизнь героев. «Евгений Онегин» — роман характеров и нравов.
Автор иронически, но с благодушием и симпатией относится к своему герою. Евгений Онегин живет, влюбляется, стреляется, терпит неудачи. Онегин — человек дворянского круга. Ему внутренне чуждо и светское общество, в котором он не находит пищи для души и в котором все однообразно и одинаково. Онегин невысокого мнения о нравственных достоинствах людей высшего света, он знает цену и любви, и дружбе в привычном ему окружении. Он не мстит обществу, не клеймит его и не восстает против него. Он уходит в себя, испытывает постоянную скуку и хандру, остается равнодушным наблюдателем хорошо знакомой ему среды. У Онегина — просвещенный, прогрессивный образ мыслей, который складывается в условиях высшего петербургского света, связанного с космополитическими влияниями. Став чужим, лишним в своей среде, он еще не вырвался из нее. Перед ним, растерявшимся после отказа Татьяны, оказавшимся в состоянии глубочайшей драмы, — проблема выбора. Он не удовлетворен светом, отторгнут обстоятельствами и условиями от народной жизни, которой не знает и которая проходит мимо него.
Онегин разочарован в жизни, потерял к ней волю и к сопротивлению обстоятельствам. Общественные условия, окружающие Онегина, невыносимы и гибельны. Следя за трагическими злоключениями героев романа, Белинский очень верно назвал его «поэмой несбывающихся надежд, недостигнутых стремлений». Изображая обстоятельства, превратившие Онегина в «лишнего человека», сгубившие Ленского, искалечившие жизнь Татьяны, Пушкин невольно приходит к выводу, что «зло скрывается не в человеке, но в обществе». Белинский, отмечая попытки основных героев романа осмыслить обстоятельства, в которых они живут, справедливо называет Онегина «представителем впервые пробудившегося самосознания».



Онегин глубоко расходится с людьми своего круга, намного превосходя их умом, образованностью, гуманностью, неясными стремлениями к лучшему, но одновременно остается чуждым народу. Еще Герцен, заметив эту особенность, писал, что Онегин «никогда не становится на сторону правительства» и «никогда не способен стать на сторону народа», прекрасные задатки задавлены той средой, в которой он вырос и жил. В Онегине нет национальных основ, бурлящей деятельности, искренней любви и настоящей дружбы. Онегины обречены на бездействие, но общественный суд падает не на самого героя, а на общественно-исторический уклад русской жизни. Онегин — типичный молодой человек начала XIX века, взятый Пушкиным из действительности. Он эгоист, и эгоистичный характер, его проистекает не от того, что Онегин по натуре мелок, самолюбив, а потому что сама действительность лишила его более разумного существования. И новый путь, которым будет следовать Онегин, определится теми обстоятельствами, в которых он окажется. Скорее всего, он изберет благородный путь, по словам Белинского, «более сообразный с человеческим достоинством». Евгений Онегин мог найти жизненную дорогу только за пределами светского круга, в окончательном, бесповоротном с ним разрыве. Только огромное чувство любви, столкнувшееся с высоким понятием нравственного долга, так свойственного Татьяне, могло встряхнуть его, возбудить дремавшие в нем идейно-нравственные силы для участия в освободительном движении. Пушкин видел назначение литературы в духовном нравственном воспитании, и поэтому его творчество — своеобразная школа человеческого поведения.






Поиск
В нашей базе находится больше 10 тысяч сочинений

Лайкнуть похвалить твиттернуть и прочее

Сочинения > Евгений Онегин > Виноват ли Онегин в своей судьбе (по одноименному роману А С Пушкина «Евгений Онегин»)