Дворянство в романе А С Пушкина «Евгений Онегин» - сочинение

В романе «Евгений Онегин» автор разворачивает перед нами картину быта русского дворянства двадцатых годов XIX века. Причем дворянство у поэта предстает в двух разных ипостасях: столичное (московское и петербургское) и провинциальное.
Картину жизни всего петербургского светского общества поэт создает на примере всего одного его типичного представителя — Онегина. Он ведет жизнь светского денди, щеголя, ловеласа. Описывая нам во всех подробностях лишь один день из жизни Евгения Онегина, Пушкин дает понять, что так протекают все его дни.
Чем же занят Евгений в течение дня? Сначала он читает корреспонденцию, затем едет гулять на бульвар. Затем — обед, театр, бал. А на следующий день:
Проснется в полдень, и снова
До утра жизнь его готова,
Однообразна и пестра.
И завтра то же, что вчера.
Неудивительно, что при таком образе жизни «рано чувства в нем остыли», что «ему наскучил света шум», что «измены утомить успели», а «друзья и дружба надоели». Однообразие, скука, прикрытые показной пышностью и веселостью. Какое-то лихорадочное, неестественное веселье отличало петербургский свет, который Пушкин знал не понаслышке. Вполне ясной становится та ирония, с которой автор описывает его.
Но, может быть, чем-то отличается от петербургского общество московское? Автор показывает нам и его. В конце романа Татьяну везут в Москву на «ярмарку невест». Московское общество всегда отличалось патриархальностью, о чем лучше Грибоедова в «Горе от ума» еще никто не сказал. И это первое, что видит Татьяна. Но со свойственной ей наблюдательностью она подмечает и многое другое:
...всех в гостиной занимает
Такой бессвязный, пошлый вздор;
Все в них так бледно, равнодушно;
Они клевещут даже скучно;
В бесплодной сухости речей,
Расспросов, сплетен и вестей Не вспыхнет мысли в целы сутки...
Такова Москва: чопорная, скучная, глупая и лицемерная. Она остается одной и той же годами. Вот и через несколько лет, когда Татьяна давно уже замужем за генералом, в гостиных ничего не меняется. И посещают их все те же характерные лица, «цвет столицы»: пожилые дамы, неулыбчивые девицы, посланник, «на эпиграммы падкий господин», «Протасов, заслуживший известность низостью души». Неудивительно, что кажется нелепым поведение старика, шутившего «отменно тонко и умно». Ни тонкость, ни ум Пушкин не считает добродетелями дворянства.



Мы видим, что ни московские, ни петербургские дворяне не являются в глазах поэта людьми достойными. Он показывает свет суетливым, шумным и... тоскливым. Такой живой душе, как Татьяна, и скучно, и тесно среди окружающих ее серых людей. Впрочем, живя в деревне, она тоже предпочитала природу провинциальному обществу. Поместное дворянство весьма широко представлено в романе: дядя Онегина, семейство Лариных, гости на именинах Татьяны, Зарецкий. В провинциальном обществе, как и в столичном, есть свои характерные типы: «Гвоздин, хозяин превосходный, владелец нищих мужиков», «уездный франтик Петушков», «отставной советник Флянов, тяжелый сплетник, старый плут, обжора, взяточник и шут», «остряк, недавно из Тамбова, в очках и в рыжем парике», ротный командир — «созревших барышень кумир, уездных матушек отрада». Если, изображая столичное общество, Пушкин выводил в качестве героев реальных исторических лиц (Каверин, Вяземский), то в провинциальном обществе появляются герои литературных произведений других авторов (Скотинины, Буянов). Интересна и еще одна деталь: Трике означает «битый палкой». Понятно, что этот человек, которого с распростертыми объятиями встречают деревенские помещики, никогда не будет принят в столичных гостиных. Мир поместного дворянства далек от совершенства: Никто не слушает, кричат, Смеются, спорят и пищат. Разговор их не отличается ни умом, ни оригинальностью («о сенокосе, о вине, о псарне, о своей родне»). Впрочем, это так похоже на жеманные разговоры в пышных гостиных Москвы и Петербурга! И все же Пушкин с большей симпатией относится к провинциальному дворянству. В этих людях сохраняется естественность и непосредственность, ведь они так близки к природе, к традициям. Танцы, фальшиво исполненные песни, стихи, угощение, игра в карты — все это, хоть и немного смешно, но все же так трогательно и просто. И если в Москве мы увидим в конце романа «ветошь маскарада, весь этот блеск, и шум, и чад», то здесь мы наблюдаем совсем иное: «Соседей добрая семья, нецеремонные друзья». У поместных дворян иное мироощущение, чем у жителей столицы. Это проявляется в отношении к природе и религии, в соблюдении народных традиций, в суевериях. Вспомним святки в деревне: Гадает ветреная младость, Которой ничего не жаль, Перед которой жизни даль Лежит светла, необозрима, Гадает старость сквозь очки У гробовой своей доски... Люди в деревне наивнее, проще, мягче. Поэтому мы и чувствуем большую теплоту в описании Пушкиным деревенского быта. От столичного общества веет холодом, от поместного — теплом и уютом. И там, и там — патриархальность. Но в первом случае она зажимает людей в тесные рамки, а во втором — придает их существованию размеренность и даже величавость. Автор ироничен по отношению к скованному условностями свету. И эта ирония помогает нам правильно воспринять написанную Пушкиным картину жизни дворянского сословия. По мнению Белинского, мы увидели общество «в том виде, в котором оно находилось в выбранную им эпоху, то есть в двадцатых годах текущего XIX столетия».






Поиск
В нашей базе находится больше 10 тысяч сочинений

Лайкнуть похвалить твиттернуть и прочее

Сочинения > Евгений Онегин > Дворянство в романе А С Пушкина «Евгений Онегин»