Жизнь и судьба Евгения Онегина (по одноименному роману А С Пушкина) - сочинение

Русская литература XIX века — это созвездие ярчайших имен и талантливейших мастеров слова. Но именно А. С. Пушкина мы по праву считаем началом всех начал русской классической литературы. Мы не перестаем удивляться его беспримерной созидательной мощи, многогранности писательского облика, небывалой стремительности творческого развития и творческой силе. «При имени Пушкина тотчас осеняет мысль о русском национальном поэте... В нем русская природа, русская душа, русский язык, русский характер. Сама его жизнь замечательно русская».
Пушкин не был революционером в прямом смысле слова. Но гордое стремление к свободе, неизменный протест против всего косного, рабского, мешающего расцвету личности, развитию народа — существенная сторона характера Пушкина и его творчества.
У Онегина — скучающая жизнь, полная тоски и лени. Жажда однообразных удовольствий при отсутствии реального, живого дела укоренилась в его психологии, он не в силах ее побороть: «труд упорный ему был тошен». Пушкин считает, что только в труде могли проявиться творческие силы личности, поэтому итог жизни Онегина безрадостен:
Дожив без цели, без трудов До двадцати шести годов,
Томясь в бездействии досуга,
Без службы, без жены, без дел Ничем заняться неумел.
В лице главного героя романа «Евгений Онегин» поэту удалось «сладить» с типичным характером представителя современной ему просвещенной дворянской молодежи. Евгений Онегин — правдивый образ героя, который, будучи на голову выше окружающего его ничтожного общества, не находит применения своим силам и способностям и потому становится «лишним человеком». В своем романе Пушкин раскрыл социальные причины появления в русском обществе подобных характеров и одновременно создал широчайшую художественную картину русской жизни своего времени. Основной конфликт романа — глубокое противоречие между запросами пробуждающейся, осознающей себя личности и окружающей ее средой, так называемым обществом, застывшим в косной неподвижности, живущим по мертвым законам.
Увидев Татьяну, Онегин сразу же ее оценил: и ее неброскую внешнюю красоту, и ее богатый внутренний мир. Прочтя ее признание в любви, Евгений не обманул ее, не воспользовался «доверчивостью души невинной»: «не в первый раз он тут явил души прямое благородство». Не обратив на Татьяну внимания во время получения письма, не способный тогда любить, испытав лишь невольное волнение, позже Онегин, вновь встретивший Татьяну, внезапно обрел способность к большому и сильному чувству. В начале романа Онегин — человек рассудочный и притворный, умеющий обворожить, обольстить и казаться влюбленным, а не быть им на самом деле:
Как рано мог он лицемерить,



Таить надежду, ревновать, Разуверять, заставить верить, Казаться мрачным, изнывать... Поэтому любовь прошла мимо Онегина. Дуэль с Ленским, происшедшая вопреки желанию Онегина, была воспринята Евгением как преступление, как убийство. Именно поэтому «окровавленная тень» бывшего друга «ему являлась каждый день». Переживания и раздумья, вызванные дуэлью, определили еще более серьезное восприятие жизни, чем то, которое было свойственно Онегину до поединка. Но все глубже расходясь с людьми своего круга, превосходя их умом, образованностью, гуманностью, неясным стремлением к лучшему, он оставался вместе с тем чуждым народу. Герцен отмечал, что «он никогда не становится на сторону правительства» и «никогда не способен стать на сторону народа». Онегину скучно среди окружающих его людей, тоскливо ему и с самим собой. Ничего не делая, не принося никому пользы, он превратился, по словам Герцена, «в умную ненужность». Онегин — аристократ по происхождению и воспитанию, индивидуалист и эгоист по своему нравственно-психологическому облику. Это «забав и роскоши дитя», законодатель мод, завсегдатай театральных кулис, искусный знаток «науки страсти нежной». Но, будучи человеком беспокойного, острокритического, ищущего ума, он вскоре разочаровался во всем, что ему было близко и мило с детства, пресытился светской жизнью, стал читать, кроме художественной, русской и иностранной литературы, социально- политическую и даже экономическую литературу. Это привело «молодого повесу» к недовольству окружающей действительностью, определило его оппозицию к господствовавшему тогда социальному правопорядку и быту высшего общества. Образ Онегина, сложный и противоречивый, заключающий в себе и положительные признаки прогрессивности, гуманности, просвещенности, и резко отрицательные черты явно выраженного индивидуалиста, практической бездеятельности, стал родоначальником так называемых «лишних людей» в русской литературе. Онегин, по определению В. Г. Белинского, «страдающий эгоист», «эгоист поневоле», то есть человек прекрасных задатков, но испорченный светским воспитанием, обстоятельствами аристократической среды, презревший вкусы светской жизни и не нашедший истинного назначения и потому мучающийся своим одиночеством. Герцен сказал: «Онегин... это лишний человек в той среде, где он находится, не обладая нужной силой характера, чтобы вырваться из нее».






Поиск
В нашей базе находится больше 10 тысяч сочинений

Лайкнуть похвалить твиттернуть и прочее

Сочинения > Евгений Онегин > Жизнь и судьба Евгения Онегина (по одноименному роману А С Пушкина)