Образ автора в романе А С Пушкина «Евгений онегин» ч2 - сочинение

Все герои романа — молодые люди. Может быть, потому, что молодость — время настоящей полной жизни, насыщенной надеждами, чувствами, страстью. Пушкин сожалеет о своей юности, которая так быстро прошла:

Мечты, мечты! где ваша сладость?

Где, вечная к ней рифма, младость?

Поэт призывает быть молодым, пока молод, не поддаваться хандре и лени.

Нельзя не отметить отношения поэта к читателю. Читатель для Пушкина — лучший друг, готовый выслушать и понять его. "Милые мои", "мои друзья", "мой читатель" — так обращается автор к читателю. И это, конечно, располагает к поэту с самого начала. Пушкин не впадает в чувствительность, он использует точность в описаниях. Роман написан в тоне грусти, светлой печали, но наполнен верой в человека, в будущее. Поэт возвеличил и показал все прекрасное в человеке. Его роман отвергает крепостнический образ жизни, учит ненавидеть пустую, бессодержательную жизнь, эгоизм, самовлюбленность, черствость сердца.

В нем русская душа, русский язык, русский характер...

Н. В. Гоголь

Пушкин... Наверное, трудно найти человека, который не знал бы этого имени. Пушкин входит в нашу жизнь в детстве и остается с нами до конца. Каким же был этот человек? Я думаю, что он стремился к свободе и справедливости. Поэт осуждал месть, произвол помещиков, эгоизм. Для кого-то Пушкин — учитель, а для кого-то — друг. Я считаю, что роль Пушкина в романе "Евгений Онегин" ничуть не менее значима, чем сам сюжет. Творя особый мир, сам автор выступает как реально действующее лицо.

Поэт пишет, что его произведение — это не только "собранье пестрых глав", но и собрание пестрых душевных состояний самого поэта. Пушкин собирается уделить себе не меньше внимания, чем другим персонажам. Он является особым героем. От первой до последней главы поэт меняется. Пушкин молод душой, он восхищается балами, весельем, танцами, но, разочаровавшись в жизни, поэт пишет: "Увы, на разные забавы я много жизни погубил".

Автор охватывает широкий круг проблем: от житейских до философских. Но даже говоря о вещах столь серьезных, Пушкин все переводит в легкую иронию.

Поэт много говорит о Москве, он любит ее: "Москва! Как много в этом звуке для сердца русского слилось!". Большое внимание автор уделяет любви, рассказывает, как вести себя с женщинами: "Чем меньше женщину мы любим, тем легче нравимся мы ей". Лирические отступления показывают проблемы, волновавшие Пушкина. Многие из них говорят о зрелости поэта.

Автор вспоминает прожитые годы, важнейшие события своей жизни, грустные и радостные. Все пережитое в лицее, в Петербурге, в Михайловском оживает под пером поэта, тонкого лирика и глубокого мыслителя.

Пушкин высказывает свое отношение к любимым героям. Татьяна для него — "милый", "верный идеал" женщины.

Простите мне: я так люблю

Татьяну милую мою!

Онегин — давний друг автора, которому "нравились его черты". Понимая Онегина, сочувствуя ему, поэт вместе с тем решительно расходится с ним во взглядах на жизнь:

Всегда я рад заметить разность

Между Онегиным и мной...

Онегин разочарован во всем, что его окружает, "рано чувства в нем остыли". В авторе, напротив, живут глубокие и сильные чувства, он горячо и вдохновенно любит природу, людей и жизнь.

Ленский — это объект пушкинских шуток. Поэт постоянно иронизирует и издевается над его "всегда восторженной речью".

Пушкин непринужденно беседует с читателем ("мой читатель", "мой друг"), рассуждает о литературе и искусстве, делится творческими планами.

Мне кажется, что историю с Онегиным Пушкин придумал для того, чтобы рассказать о себе. Ведь в конце первой главы поэт иронизирует: уж не о нем ли самом в действительности этот роман:

Чтобы насмешливый читатель...

Сличая здесь мои черты,

Не повторял потом безбожно,

Что намарал я свой портрет...

Сам Пушкин, его образ, его мысли, его мировоззрение присутствуют на страницах "Евгения Онегина", и, по-моему, смело можно утверждать: действительным главным героем этого романа является именно Пушкин.

Образ автора — это точка зрения, которая отображает действительность.

"Евгений Онегин" — это лиро-эпическое произведение. Образ автора здесь не менее важен, чем образ героев. Эпическим в романе является сюжет, а лирическим — авторское отношение к сюжету, персонажам, читателю. Автор присутствует во всех сценах произведения, комментирует их, дает свои пояснения, суждения и оценки.

Необходимо отметить, что в романе "Евгений Онегин" важную роль играют лирические отступления, которые прерываются повествованием о судьбе героев. В них Пушкин, отвлекаясь от действия романа, рассказывает о себе, делится своими взглядами на культуру, литературу, искусство, язык.

Образ Пушкина в романе многолик: он выступает и как рассказчик, и как персонаж романа — друг Онегина: "Онегин, добрый мой приятель".

Также с автором связано упоминание его друзей и знакомых: Каверина, Дельвига, Чаадаева, Державина.

И, наконец, он выступает как лирический герой. Можно проследить все этапы биографии поэта: лицей, Петербург, южная ссылка, Михайловское.

Образ автора изменяется во времени:

Лета к суровой прозе клонят,

Лета шальную рифму гонят...

Характер автора отображается в оценках героев, в отношении к ним и их поступкам. Всем персонажам романа Пушкин симпатизирует, но больше всего — Татьяне Лариной: "Я так люблю Татьяну милую мою!". В них много общего: в отношении к природе, свободе.

Поэт постоянно подчеркивает разницу между ним и главным героем. Автор и Евгений противопоставляются в отношении к театру: первый называет его "волшебным краем", второй видит в нем лишь развлечение, для героя характерен светский взгляд на театр. Для Онегина природа — одно из звеньев перемены занятий, автор же любит природу. Они по-раз ному относятся к любви: для главного героя — это "наука страсти нежной", о себе же поэт говорит:

Замечу кстати: все поэты —

Любви мечтательной друзья.

Важна разница в их отношении к литературе. Об Евгении автор пишет:

Не мог он ямба от хорея,

Как мы ни бились, отличить.

Но в то же время между Пушкиным и Онегиным есть некоторое сходство во взглядах: их объединяет и снисходительное отношение к Ленскому, и предпочтенье Татьяны Ольге, и оценка дома Лариных.

Помимо Татьяны, духовно близок к поэту и далек от Онегина Ленский. Так же, как и Пушкин, он поэт. Однако в изображении всех персонажей, даже Татьяны (в ее письме), присутствует ирония. О Ленском автор пишет:

Мой бедный Ленский! изнывая,

Не долго плакала она.

Увы! невеста молодая

Своей печали неверна.

Автор выступает в роли свидетеля и участника событий. Он является хранителем письма Татьяны и предсмертных стихов Ленского, которые в то же время были доказательством реального существования героев. Однако поэт в этом непоследователен: то герой изображается как реально существовавшее лицо, то как создание фантазии автора. Например, об Онегине он пишет:

С ним подружился я в то время.

Образ Пушкина организует взаимоотношения поэта и читателя. Автор то приближает его к себе, то отдаляет, иногда даже полностью противопоставляет себя читателю. Поэт делится с ним своими планами, и читатель выступает в роли критика.

Образ автора имеет большое значение в композиции романа: он служит для перехода от лирической части к эпической. Образ Пушкина способствует расширению границ романа, созданию "энциклопедии русской жизни".

Произведение рассказывается как бы несколькими перебивающими друг друга голосами, из которых одни находятся вне событий, другие знакомы с участниками, третьи сами непосредственно включены в текст. Все эти голоса объединены в авторском голосе, составляя гамму его разнообразных проявлений, и поэтому возникает ощущение сложности и богатства авторской личности, которое характеризует роман.







Поиск
В нашей базе находится больше 10 тысяч сочинений

Лайкнуть похвалить твиттернуть и прочее

Сочинения > Евгений Онегин > Образ автора в романе А С Пушкина «Евгений онегин» ч2