ПЕЙЗАЖ В РОМАНЕ А С ПУШКИНА «ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН» - сочинение

»Евгений Онегин» был задуман А.С. Пушкиным еще в период южной ссылки, в Кишиневе, в 1823 г. Основная работа над произведением велась во время ссылки в Михайловском, а последние главы дописывались уже в 1830 г. в Болдино. Сразу после опубликования роман вызвал бурную полемику. Его художественное своеобразие было столь необычным, что многие критики не знали, к какому стилю его отнести. Сам Пушкин намеренно противопоставил роман и классицизму, и романтизму. Это был новый, реалистический роман. Пушкин даже изобрел новый жанр «роман в стихах». Все это делает роман «Евгений Онегин» вершинным произведением в творчестве Пушкина.
Многие современники Пушкина и позднейшие исследователи отмечали очевидное подражание Пушкина Байрону в этом романе. Однако роман «Евгений Онегин» народен. Как писал Д.В. Веневитинов: «Я полагаю народность не в черевиках, не в бородах и пр— народность отражается ... в самих чувствах автора». Одной из форм выражения «чувств автора» являются в романе картины русской природы.
В «Евгении Онегине» Пушкин дает панораму русской природы во все времена года. В романе мы встречаемся с известнейшим в русской поэзии описанием весны, прекрасны зимние пейзажи, из ко 
торых отрывок «Зима! Крестьянин, торжествуя...» известен нам с детства, а описание «волшебницы зимы» стало хрестоматийным.
Вот север, тучи нагоняя,
Дохнул, завыл — и вот сама Идет волшебница зима.
Пришла, рассыпалась; клоками Повисла на суках дубов;
Легла волнистыми коврами Среди полей, вокруг холмов;
Брега с недвижною рекою Сравняла пухлой пеленою;
Блеснул мороз. И рады мы Проказам матушки зимы.
А вот лету не повезло. Пушкин не любил лето: «Ах, лето красное, любил бы я тебя, когда б не зной, не пыль, не комары да мухи». Поэт не выделял его среди времен года, называя карикатурой южных зим, и описывал лишь как краткий переходный период между весной и осенью.
В романе описание русской природы связано с главной темой для Пушкина — темой «русскости». Эта тема в романе «Евгений Онегин» ярко проявляется в постоянных сопоставлениях, который Пушкин делает между собой самим и главным героем — Евгением. Здесь русский пейзаж является и точкой соприкосновения двух характеров (автора и Евгения), и точкой расхождения.
Как часто летнею порою,
Когда прозрачно и светло
Ночное небо над Невою,
И вод веселое стекло Не отражает лик Дианы,
Воспомня прежних лет романы,
Воспомня прежнюю любовь,
Чувствительны, беспечны вновь,
Дыханьем ночи благосклонной Безмолвно упивались мы!
Лишь лодка, веслами махая,
Плыла по дремлющей реке:
И нас пленяли вдалеке Рожок и песня удалая...
Или, напротив:
Цветы, любовь, деревня, праздность,
Поля! я предан вам душой.
Всегда я рад заметить разность Между Онегиным и мной...
Тогда как Евгению Онегину, наследнику дядиного поместья, сельский пейзаж быстро надоедает. Однако исследователи романа отмечают, что жизнь в деревне стала важной ступенью в развитии Онегинского характера: постепенно деревенская несуетная жизнь увлекает молодого горожанина. Автор и его герой сошлись друг с другом на фоне белых петербургских ночей, поскольку были в одном настроении: чувствительность, воспоминания об ушедшем. Пейзаж здесь служит отражением душевного состояния персонажей романа.
Интересно использует Пушкин пейзаж, создавая образ пламенного Ленского. Владимир Ленский, «с душою прямо геттингенской,  поклонник Канта и поэт», также чужд русскому образу
жизни. Поэтому пейзаж в связи с этим образом появляется в романе лишь после смерти юноши на дуэли. Прекрасный пейзаж представляет описание могилы поэта в шестой и седьмой главах романа:
Есть место: влево от селенья Где жил питомец вдохновенья,
Две сосны корнями срослись;
Под ними струйки извились Ручья соседственной долины.
Там пахарь любит отдыхать,
И жницы в волны погружать Приходят звонкие кувшины;



Там у ручья в тени густой Поставлен памятник простой. Под ним (как начинает капать Весенний дождь на злак полей) Пастух, плетя свой пестрый лапоть, Поет про волжских рыбарей... И далее, в следующей главе (VII): ...ручеек Биясь бежит зеленым лугом К реке сквозь липовый лесок. Там соловей, весны любовник, Всю ночь поет; цветет шиповник, И слышен говор ключевой, — Там виден камень гробовой В тени двух сосен устарелых. Пришельцу надпись говорит: «Владимир Ленской здесь лежит, Погибший рано смертью смелых...» В описаниях очевидна перекличка с древним поэтическим жанром — элегией (песней, посвященной трагическому событию — смерти, изгнанию, разлуке), т.е. Пушкин прощается с родственной душой, поэтом, который мог стать ему другом или соперником. Важно обратить внимание на расположение двух описаний могилы Ленского: они входят в разные главы, и если читать внимательно, то можно увидеть, что описания изменяются. В VII главе Пушкин показывает: Ленский совершенно забыт людьми, прежде всего Ольгой, в чью любовь мечтательный поэт так верил. Но ныне... памятник унылый Забыт. К нему привычный след Заглох. Венка на ветви нет; Один, под ним, седой и хилый Пастух по-прежнему поет И обувь бедную плетет. Пейзаж играет значимую роль в характеристике Татьяны Лариной, ведь русская природа заложила основы характера любимой пушкинской героини. Чувства и душевный мир этой героини «Евгения Онегина» наделены органичной связью с самим поэтом, с русской природой, а значит, и с народной Россией — естественной, в противопоставление миру столицы. Недаром, представляя читателю Татьяну, поэт пишет о том, что она больше всего любит — раннее утро, пробуждение мира, и сумерки, ночь. Она любила на балконе Предупреждать зари восход, Когда на бледном небосклоне Звезд исчезает хоровод, И тихо край земли светлеет, И, вестник утра, ветер веет, И всходит постепенно день. Настанет ночь; луна обходит Дозором дальний свод небес, И соловей во мгле древес Напевы звучные заводит. Время года Татьяны — зима, которую героиня Пушкина любит интуитивно — «сама не зная, почему»: Татьяна (русская душою, Сама не зная, почему) С ее холодною красою Любила русскую зиму... В этих строках Пушкин использует интересный прием: сначала практически невозможно определить, к чему именно относит поэт эпитет «с ее холодною красою» — к Татьяне или к русской зиме? С одной стороны, нет, не к Татьяне. Ведь немного ранее поэт пишет о том, что его героиня не похожа на «красавиц недоступных, холодных, чистых, как зима» с их «спесью модной». Но зима с ее контрастами в природе и народными святками близка душе Татьяны. Пушкин использует пейзаж в романе «Евгений Онегин» в разных функциях. Пейзаж здесь является способом характеристики главных героев (Татьяны, Евгения, Ленского). При помощи пейзажа Пушкин показывает свое отношение к персонажам (противопоставление самого автора и Онегина); также детальнее прорисовывает взаимоотношения между персонажами (связь между образами Татьяны и Ленского). Картины природы являются органичной частью романа и представляют собой реалистическое изображение бытовой жизни русского народа. Через пейзаж в роман входит понятие «русскости», т.е. глубокой связи с народными корнями. В большей степени эта связь проявляется в образе Татьяны Лариной.






Поиск
В нашей базе находится больше 10 тысяч сочинений

Лайкнуть похвалить твиттернуть и прочее

Сочинения > Евгений Онегин > ПЕЙЗАЖ В РОМАНЕ А С ПУШКИНА «ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН»