Урок путешествие по страницам романа «Евгений Онегин» IX класс - сочинение

Оборудование: Репродукции картин А. Г. Венецианова «Пряха», М.

Шибанова «Крестьянская свадьба», Б. М. Кустодиева «Масленица».

Оформление класса:»Важно в классе создать неповторимую атмосферу: обязательно в оформлении должны присутствовать элементы убранства русской избы-светелки. На доске портрет А. С. Пушкина и его слова: «Народность в писателе есть достоинство, которое может быть оценено одним соотечественником - для других оно или не существует, или даже может показаться пороком...

»; «Климат, образ правления, вера дают каждому народу особенную физиономию, которая более или менее отражается в зеркале поэзии. Есть образ мыслей и чувствований, есть тьма обычаев, поверий и привычек, принадлежащих исключительно какому-нибудь.

народу» (А. С.

Пушкин. «О народности и литературе»). «Урок начинается с вступительного слова учителя. «Почти с юношеского возраста Пушкин обратился к собиранию, изучению и широкому всестороннему использованию народного поэтического опыта.

Уже «Руслан и Людмила» - его первая поэма обратила на себя внимание прежде всего связью с народными песнями и сказками, что вызвало горячее одобрение одних и негодование других. Эти другие уподобляли автора гостю «с бородою, в армяке, в лаптях», который «втерся» бы в Московское благородное собрание и «закричал бы зычным голосом»: «Здорово, ребята!». «Неужели бы стали таким проказником любоваться? » - задавал критик риторический вопрос, считая, что подобное творчество «хоть кого выведет из терпения». Интересно, как Пушкин отнесся к этой статье - он перепечатал ее в предисловии ко второму изданию поэмы, видя в поэме точное определение своей творческой позиции. Размышляя о самостоятельном пути русской литературы, записал: «Есть у нас свой язык: смелее!

- обычаи, история, песни, сказки и прочее». С годами интерес к народному творчеству у поэта рос и углублялся. Впервые в русской литературе Пушкин ввел живое фольклорное слово. В речи его героев зазвучали прямые и скрытые песенные цитаты, пословицы и поговорки, и все увидели в них подлинную народную мудрость. В своих произведениях он коснулся всех жанров русского фольклора.

Сказочная и несказочная проза, календарные и семейные обряды, лирические песни, пословицы и поговорки - все это так или иначе нашло отражение в его художественной практике, в письмах, критических статьях. Он один из самых первых вышел за писывать фольклор на ярмарку, в народное многолюдство. «Была у Пушкина, как у всякого русского человека, внешняя скромность. Но он знал себе истинную цену и через всю жизнь пронес верность девизу лицейской юности.

А девиз тот был: «Для общей пользы». «Ученик: Для общей пользы откроем еще раз любимые страницы «Евгения Онегина»: не зря этот роман назван «энциклопедией русской жизни». Они хранили в жизни мирной Привычки мирной старины, У них на масленице жирной Водились русские блины, Два раза в год они говели; Любили круглые качели, Подблюдны песни, хоровод. «Входит сказительница села Дарья Парфеновна Петрова. «- На пороге весны в деревнях отмечали веселый праздник - масленицу. Название праздника - масленица - не случайно. В последнюю неделю перед постом уже не разрешалось есть мясо, а молочные продукты, в том числе масло, которым обильно поливали блины - главное праздничное блюдо, еще не были под запретом.

Масленицу праздновали целую неделю, которая так и называлась - масленичной или сырной. Каждый ее день имел свое название: понедельник - встреча, вторник - заигрыши, среда - лакомки, четверг - разгул, пятница - тещины вечерки, суббота - золовкины посиделки и, наконец, воскресенье - проводы масленицы, прощеный день. Думаю, в этот день Александр Сергеевич был особенно весел, по русскому обычаю в этот день прощали друг друга, целовались, мирились, если обидели когда-то друг друга словом или делом. Встречаясь даже на улице, хотя бы никогда прежде не видались, целовались, приговаривая: «Прости меня, пожалуйста»; другой отвечал: «Бог тебя простит».

«Ученица: Наверняка Александр Сергеевич певал и песни подблюдные, хороводные, бывая в Михайловском, Захарове, Тригорском. Редкий праздник на Руси обходился без хороводов. «ПЕСНЯ ДЕВУШЕК Девицы, красавицы, Душеньки, подруженьки, Разыграйтесь, девицы, Разгуляйтесь, милые!

Затяните песенку, Песенку заветную, Заманите молодца К хороводу нашему. Как заманим молодца, Как завидим издали, Разбежимтесь, милые, Закидаем вишеньем, Вишеньем, малиною, Красною смородиной.

Не ходи подслушивать Песенки заветные, Не ходи подсматривать Игры наши девичьи. «Сказительница: Березынька кудрявая, Кудрявая моложавая, Под тобою, березынька, Все не мак цветет, Под тобою, березынька, Не огонь горит, Не мак цветет - Красные девушки В хороводе стоят, Про тебя, березынька, Все песни поют. «У ч е н и к: А потом начиналось застолье: Простая, русская семья, К гостям усердие большое, Варенье, вечный разговор Про дождь, про лен, про скотный двор. Гостеприимной старины, Обряд известный угощенья: Несут на блюдечках варенья, На столик ставят вощаной Кувшин с брусничною водой.

«Сказительница: А про лен не случайно батюшко Александр Сергеевич разговор завел. Вспомните его первую строчку из сказки «О царе Салтане»: «Три девицы под окном пряли поздно вечерком». «Сама жизнь заставляла крестьянина овладевать множеством ремесел.

Мужчины строили дома, мастерили мебель, делали деревянную посуду. Женщины пряли, ткали, шили, вязали.

И сколько же труда надо вложить, чтобы было из чего сшить! Стебли льна держали в руках вместе с корнем, молотили цепами для удаления семян. Льняное волокно-то и содержалось в стебле. Добыть его не так-то просто: лен две-три недели вымачивали в воде, затем просушивали. Стебли мяли, трепали, удаляя костру, чесали гребнями.

В результате получалась мягкая, пушистая кудель - сырье для прядения. Из нее девицы и пряли пряжу вечерком. «Ученица: Не только про гостеприимство, но и про родство на Руси Александр Сергеевич добродушно и добросовестно написал в «Евгении Онегине»: Гм!

Гм! читатель благородный, Здорова ль ваша вся родня? Позвольте: может быть, угодно Теперь узнать вам от меня, Что значит именно родные. Родные люди вот какие: Мы их обязаны ласкать, Любить, душевно уважать И, по обычаю народа, О Рождестве их навещать Или по почте поздравлять, Чтоб в остальное время года О нас не думали они... Итак, дай Бог им долги дни! «И сколько таких истин сказано в «Онегине» о русском характере. Читаешь - и диву даешься, в самом деле - это же о нас, это про нас.

«Ученица (обращается к сказительнице): Не спится, няня: здесь так душно! Открой окно да сядь ко мне...

Расскажи мне, няня, Про ваши старые года: Была ты влюблена тогда? «Сказительница: И, полно, Таня! В эти лета Мы не слыхали про любовь; А то бы согнала со света Меня покойница свекровь. «Ученица: Да как же ты венчалась, няня? «Сказительница: Так, видно, Бог велел. Мой Ваня Моложе был меня, мой свет, А было мне тринадцать лет.

Недели две ходила сваха К моей родне, и наконец Благословил меня отец. Я горько плакала со страха, Мне с плачем косу расплели Да с пеньем в церковь повели. Учитель:Есть у Пушкина баллада «Жених», написанная в 1825 году, в этом же году появилась и первая глава «Онегина».

Эта баллада по форме и содержанию насквозь проникнута русским духом: На утро сваха к ним на двор Нежданная приходит. Наташу хвалит, разговор С отцом ее заводит: «У вас товар, у нас купец. Собою парень молодец. И статный и проворный, Не вздорный, не зазорный. Богат, умен, ни перед кем Не кланяется в пояс, А как боярин между тем Живет, не беспокоясь; А подарит невесте вдруг И лисью шубу, и жемчуг, И перстни золотые, И платья парчевые.

Катаясь, видел он вчера Ее за воротами; Не по рукам ли, да с двора. Да в церковь с образами?

» Она сидит за пирогом Да речь ведет обиняком, А бедная невеста Себе не видит места. «Согласен, - говорит отец, - Ступай благополучно, Моя Наташа, под венец: Одной в светелке скучно. Не век девицей вековать, Не все касатке расцветать, Пора гнездо устроить, Чтоб детушек покоить». «Удивительным национальным духом проникнуты сцены сватовства. И если национальное родное составляет одно из высочайших достоинств поэтических произведений Александра Сергеевича Пушкина, то народность взята из жизни, в которой мужики и бабы, бородатые купцы, помещики и мещане пересыпают свой незатейливый разговор русскими пословицами и поговорками, а еще словами, имеющими отношение к русскому народному жилищу. «Сказительница: «Не выбирай невесту, выбери сваху» - так поучала народная мудрость.

Свадьбе обязательно предшествовало сватовство. Вопрос о выборе жениха или невесты в те времена, как уже упоминалось, единолично решали родители. Советоваться с женихом или невестой было не принято. Они могли впервые встретиться только под венцом. Правда, в деревне, где все друг у друга на виду, такое вряд ли могло произойти. «Главную роль при сватовстве играла сваха.







Поиск
В нашей базе находится больше 10 тысяч сочинений

Лайкнуть похвалить твиттернуть и прочее

Сочинения > Евгений Онегин > Урок путешествие по страницам романа «Евгений Онегин» IX класс