Финальное объяснение Онегина и Татьяны (анализ эпизода из 8 главы романа А С Пушкина «Евгений Онегин») - сочинение

Творчество Пушкина — это тот фундамент, на котором стоит здание всей русской литературы XIX и XX веков. Пушкин не только новатор в области стиля и создатель русского литературного языка, но и идейный вдохновитель большинства писателей, следовавших за ним. Гуманистический пафос его творчества, идеалы добра и справедливости явились тем источником, из которого черпала вдохновение вся последующая русская литература.
Роман в стихах «Евгений Онегин» — одно из главных произведений Пушкина. Задумывался он во многом как сатира на романтические произведения — Пушкин сам признавался, что задумывал что-то «вроде байроновского «Дон-Жуана»». Вместе с тем Пушкин создал не подражательное произведение, а национальный, самобытный роман о России и для России. В. Г. Белинский назвал роман Пушкина «энциклопедией русской жизни», так как в лирических отступлениях, описаниях быта и жизненного уклада своей эпохи Пушкин представил широчайшую панораму современной ему жизни.
2	Сочинения 

Все это нашло отражение в образах главных героев произведения — и в особенности, Татьяны Лариной, любимой героине Пушкина.
«Итак, она звалась Татьяной.
Ни красотой сестры своей,
Ни свежестью ее румяной Не привлекла б она очей...»
Однако в Татьяне много естественности, близости природе, безыскусственности и прямодушия, что делает ее милой и привлекательной. Впервые в русской литературе женский характер был противопоставлен мужскому, причем женский характер оказывался сильнее и возвышеннее мужского. Особенно ярко проявилось это в эпизоде финального объяснения Онегина с Татьяной (8 глава романа), где Татьяна отвергает Онегина, хотя и продолжает его любить. Для того чтобы понять поведение героев в финале романа, необходимо разобраться в характерах главных героев и проследить событийную цепочку повествования.
Татьяна воспитывается в усадебном поместье в семье Лариных, верной «привычкам милой старины». Характер Татьяны формируется под влиянием няни, прототипом которой поэту послужила его собственная няня — Арина Родионовна. Татьяна с детства была «тиха и молчалива». Она мало играла с подругами, а по большей части была погружена в свои чувства и переживания. Она рано пыталась понять окружающий мир, но не находила у старших ответы на свои вопросы. Она мечтает о человеке, который внес бы в ее жизнь высокое содержание, был бы похож на героев ее любимых романов. Таковым ей показался Онегин — светский молодой человек, приехавший из Петербурга, умный и благородный. Татьяна со всей искренностью и простотой влюбляется в Онегина и решается написать ему любовное признание. Онегин не смог разглядеть за этой формой настоящего чувства, искренности и глубины, которые, несмотря на общий сентиментальный тон письма, почерпнутый из книг, все же проглядывают в нем. Да он и не был готов к тому, чтобы это увидеть. Онегин занят только собой, ему уже успело все наскучить, он пресытился развлечениями и любовными похождениями. Понимая, что не может ответить на ее чувства, Евгений отвергает Ларину. Получившая от Онегина резкую отповедь и пережившая все то, что принесла с собой последовавшая затем дуэль ее возлюбленного с Ленским, Татьяна смирилась с мыслью, что супружество ей уготовано с нелюбимым человеком. Так и вышло. Онегин исчезает на некоторое время из ее жизни. Татьяна выходит замуж за генерала и переезжает в Петербург, где становится настоящей светской львицей. Когда Онегин видит ее на балу, в нем вспыхивает страсть. Татьяна же холодна и равнодушна к нему. Евгений пишет письма, ответа на которые так и не получает. В конце концов, незваный, он едет в дом Татьяны и застает ее за чтением его письма. Наступает развязка романа.
«О, кто б немых ее страданий
В сей быстрый миг не прочитал!



Кто прежней Тани, бедной Тани Теперь в княгине б не узнал!» Она не отнимает руки, которую Онегин осыпает поцелуями, стоя перед ней на коленях, но теперь настал ее черед давать наставления. Татьяна ни в чем не винит Онегина и даже благодарит за то, что он не воспользовался ее чувствами. Мало того, она не отрицает, что до сих пор любит его. Однако просит Онегина оставить ее в покое. «Я вас прошу, меня оставить; Я знаю: в вашем сердце есть И гордость и прямая честь. Я вас люблю (к чему лукавить?), Но я другому отдана; Я буду век ему верна». Законы бытия для Татьяны непреложны, как и нравственный закон, лежащий в его основе. Однако, несмотря на свое разочарование в Онегине, она остается верна своей любви. Она не проклинает прошлое, не относится с презрением к своим заблуждениям. Это часть ее жизни, часть бытия, а оттого даже заблуждения, которые выпали ей на долю, — благословенны, как благословенна жизнь во всех ее проявлениях. Мудрость, неспособность к предательству (читай — нарушению нравственного закона, лежащего в основе бытия) — свойства, поднимающие образ Татьяны до уровня философского обобщения. Для Татьяны ответ, данный влюбившемуся в нее в конце романа Онегину, очевиден: «Но я другому отдана и буду век ему верна». Итак, эпизод из пятой главы «Евгения Онегина» — финальное объяснение Онегина и Татьяны — имеет все свойства целого произведения. В нем с необыкновенной яркостью отобразился быт и уклад жизни современной Пушкину эпохи. Вместе с тем в описаниях тех или иных сцен, социальных типов и, в особенности, в лирических отступлениях Пушкин остается верен гуманистическому мировоззрению, которое пронизывает все его творчество, утверждает красоту и благословенность мира, созданного высшей волей вечного Творца. Как отмечал В. Г. Белинский, «Горе от ума» Грибоедова и «Онегин» Пушкина «положили основание последующей литературе, были школою, из которой вышли Лермонтов и Гоголь». Та этическая основа, которая составляет характерную особенность русской литературы, берет свое начало в творчестве Пушкина, в его гуманизме и в высшей степени нравственном отношении к жизни.






Поиск
В нашей базе находится больше 10 тысяч сочинений

Лайкнуть похвалить твиттернуть и прочее

Сочинения > Евгений Онегин > Финальное объяснение Онегина и Татьяны (анализ эпизода из 8 главы романа А С Пушкина «Евгений Онегин»)