Сочинения > Евгений Онегин > Чацкий Онегин Печорин — «типичные представители» или маргиналы (Сочинение опыт критической статьи)
Чацкий Онегин Печорин — «типичные представители» или маргиналы (Сочинение опыт критической статьи) - сочинение


Русский космизм и спасение человечества (Сочинение - опыт критической статьи)
Чацкий, Онегин, Печорин — лишние люди своего времени 2
Чацкий, Онегин, Печорин — лишние люди своего времени (3)



В образах Чацкого, Онегина и Печорина нас в школе учат видеть типичных представителей лучшей части дворянской молодежи своего времени. И меж тем именно эта «лучшая часть» подвергается скрытой насмешке: они - якобы «лишние люди». Если лучшие люди являются лишними, то каких русских людей мы хотим видеть рядом с нами? После эпохи «советского» интернационализма трудно найти общие черты и различия людей прошлого и настоящего. Русские, как и встарь, открыты, доверчивы до наивности, непредусмотрительны и маловерны в своих убеждениях. Разница между старыми и «новыми» русскими лежит только в подходе к новизне. Прежде наши люди были консервативны до полного неприятия чужого (ксенофобия), теперь же мы охотно рядимся в чужую рогожу, лишь бы «обновленней показаться», как говорил Н. Лесков (одержимость модой). Давайте, однако, вернемся к нашим классическим героям. Определить их значение и влияние на последующие поколения довольно трудно, потому что, как мне кажется, для моего поколения они вообще не интересны. Эти герои - из высших слоев так называемого бомонда, общества крайне усложненного, с запутанным этикетом. Но исторически наш народ вот уже почти сто лет развивается (разлагается) вниз от дворянского салона к демократии улицы и к простоте нравов, которая хуже воровства, если верить пословице. Комедия Грибоедова «Горе от ума» в свое время показала столкновение «передового» человека с косным, отсталым миром сторонников «века минувшего». Написана она в 1824 году, накануне восстания декабристов. Образ Чацкого способствовал пропаганде передовых идей и росту освободительного движения, то есть пресловутого «русского обновления». Да простят меня за кощунство, но декабрист Чацкий и языческий идол Виктор Цой хотели одного: «перемен» во имя перемен, поскорей, покруче и любой ценой! Главный герой романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин» хандрит после восстания на Сенатской площади из-за того, что не случилось перемен, ради которых, по словам Окуджавы, «мы за ценой не постоим». Цена «перемен» определилась только в 21-м веке, цена естественной потери русского населения: примерно один миллион в год. А вот за восемь лет создания романа в 19-м веке в Европе на самом деле произошли большие политические перемены. Под влиянием бурных событий эпохи потрясений А.С. Пушкин заставляет своего героя первым вступить на путь реализма. Евгений Онегин превращается в «махрового консерватора» и физически убивает розовый романтизм в лице Владимира Ленского.  Печорин - это «портрет, составленный из пороков всего поколения» 30-х годов 19-го века. Но нет ничего привлекательнее порока, поэтому Печорин повсюду выступает «лучшим представителем» эпохи. Творчество Лермонтова протекало в период самодержавной реакции, наступившей после разгрома декабрьского восстания и ужесточившейся после европейских революций. Роман «Герой нашего времени» - это психологическое исследование не только «героя времени», но и самого времени. Чацкий только вздыхал о Европе демократической. Печорин уже настолько европеец и прогрессист, что игра в обновление человеческой натуры и всего общества в целом ему наскучила и опротивела. Он - фаталист, словно Лермонтов мог предвидеть фатальный кризис русского обновления из-за врастания России в западную культуру. Чацкий, Онегин и Печорин ничего кроме горя в своем обновлении не приносят окружающим, родным, дорогим или близким им людям. Все они словно ощущают свою губительную природу и покидают страну, будто не хотят ей навредить. Печорин не только ощущает, но и сознает, что носит в сердце зло, поэтому исчезает для всех навсегда. Казалась бы, далека от нас эпоха героев Грибоедова, Пушкина, Лермонтова, но мы вновь и вновь обращаемся к ним, так как в их мыслях, раздумьях, чувствах, открытиях и ошибках находим близкое и нужное нам, живущим в самом начале 21-го века. Мы снова маргиналы, ютимся на пограничье западной и восточной культур, а свое родное пытаемся поскорей забыть, «чтобы обновленней показаться».

Похожие сочинения


Русский космизм и спасение человечества (Сочинение - опыт критической статьи)
Чацкий, Онегин, Печорин — лишние люди своего времени 2
Чацкий, Онегин, Печорин — лишние люди своего времени (3)

ТОП 3 популярных


  1. Сочинение на тему описание друга
  2. Моя семья сочинение
  3. У войны не женское лицо сочинение

Поиск
В нашей базе находится больше 10 тысяч сочинений

Лайкнуть похвалить твиттернуть и прочее





ИЗ ЭТОЙ КАТЕГОРИИ