ПЕВЕЦ ОТ НАРОДА И ДЛЯ НАРОДА - сочинение

Истоки всей есенинской поэзии следует искать в том народном, деревенском укладе, в котором прошло все детство поэта. Природа, родина — эти две темы проходят через все раннее творчество Есенина. Именно из народной жизни он поднялся к вершинам поэзии. Родиной для Сергея Есенина вначале было село Константиново, а первыми учителями стали для поэта его родственники и односельчане:
Года далекие,
Теперь вы как в тумане Я помню, дед мне С грустью говорил:
«Пустое дело...
Ну, а если тянет...
Пиши про рожь,
Но больше про кобыл».
По воспоминаниям Есенина, в их доме часто собирались странствующие люди, которые пели духовные стихи о прекрасном рае, о Лазаре, о Миколе. Няня, ухаживающая за будущим поэтом, рассказывала те сказки, которые слушают и знают все крестьянские дети, а дед пел песни и рассказывал библейские притчи. Есенин не только слушал с интересом, но иногда и сам под впечатлением рассказов начинал «сочинять». Постепенно у мальчика пробуждалась фантазия, интерес к народным песням, легендам, сказкам, росла любовь к природе. Мир народно-поэтических образов окружал его с первых дней жизни:
Родился я с песнями в травном одеяле.
Зори меня вешние в радугу свивали.
Вырос я до зрелости, внук купальской ночи,
Сутемень колдовная счастье мне пророчит.
И костер зари, и плеск волны, и серебристая луна, и шелест тростника, и необъятная небесная синь, и голубая гладь озер — вся красота родного края с годами отлилась в стихи, полные любви к русской земле:
О Русь — малиновое поле И синь, упавшая в реку, —
Люблю до радости и боли Твою озерную тоску.
Тема родины, России неразрывно связана с темой народа. В 1915 году в журнале «Северные записки» поэт печатает стихотворение «Русь». «Этим стихотворением, — вспоминает один из современников Есенина, — он и приобретает себе известность и имя».
Война для крестьянской России всегда была непоправимым бедствием. Сколько русских пахарей не вернулось к отчему крову с войны. Миллионы могильных холмов — таков был ее кровавый след на земле. С суровой правдой Есенин рассказывает о годах военных невзгод:
Потонула деревня в ухабинах,
Заслонили избенки леса.
Только видно на кочках и впадинах,
Как синеют кругом небеса.
Ему хочется верить, что беда обойдет отчий край стороной. Но черные тучи уже застилают горизонт. Поэт рисует в стихотворении грустные картины деревенской жизни во время войны. Опустели села. Осиротели избы. Изредка нежданно-негаданно приходят в деревню солдатские весточки:
Они верили в эти каракули.
Выводимые с тяжким трудом,
И от счастья и радости плакали,
Как в засуху над первым дождем.



В эти тяжелые дни поэт остается с народом — и в короткие радостные мгновения, и в долгие годы горя и печали: Я люблю эти хижины хилые С поджиданъем седых матерей... Ой ты Русь, моя родина кроткая, Лишь к тебе я любовь берегу. Эти строки перекликаются с некрасовской песней «Русь». И хотя у Есенина слышится больше скорбный голос «музы печали», нежели «музы мести» народного гнева, нельзя не уловить, не почувствовать, что в основе своей это стихотворение созвучно Некрасову. Есенинская лирика уходит корнями в ту реальную действительность, которая окружает поэта. Сердце поэта гложет «плакучая дума»: «Ой, невесел ты, край мой родной». Выходец из народа, Есенин тесно связан неразрывной нитью с человеком-тружеником. Поэтому образы русских людей, крестьян выписаны в ряде стихотворений с сыновней заботой об их судьбе, часто неустроенной и безрадостной. Поэт беспокоится о крестьянах, у которых «заглушила засуха засевки», «сохнет рожь и не всходят овсы», о девочке-малютке, просящей со слезами «хлеба черствого кусок» у окна больших хором, и о старике, что, «согнувши спину, чистит вытоптанный ток», и о матери-старушке, у которой сын воюет в далеком краю. Здесь и деревенские парни-рекруты, которые и до «рекрутства горе маяли», и девушка-крестьянка, чей любимый убит на войне. Взор поэта замечает и сиротливые избы, и песчаную дорогу, по которой идут люди в кандалах. Время Есенина — время крутых поворотов в истории России. Октябрьскую революцию поэт встречает вначале восторженно: О Русь, взмахни крылами. Поставь иную крепь!.. Поэт призывает: Довольно гнить и ноятъ, И славить взлетом, гнусь — Уж смыла, стерла деготь Воспрянувшая Русь. После революции наступает в стране новый мир, который, казалось бы, должен радовать поэта. Но это не так. Есенин ждал от революции идиллического земного рая для крестьян. Об этом он говорил в стихотворении «Иорданская голубица». В действительности же происходит совсем не так, как хочет поэт. Есенин переживает полосу духовного кризиса, не может понять, «куда влечет нас рок событий». Поэту не по душе новый облик России, который принесла революция. В первых послеоктябрьских стихах поэта в известной мере отразились настроения русских крестьян, которые восприняли революцию так же, как и поэт. Крестьяне боятся и не понимают новшеств. Природе поэт противопоставляет «сиверного железного гостя», чуждого в этом мире. Есенин считает, что человек, преобразуя землю, обязательно губит ее красоту. Поэт сравнивает маленького живого жеребенка, который олицетворяет старую добрую деревню, с современным паровозом: Милый, милый смешной дуралей, Ну куда он, куда он гонится? Неужель он не знает, что живых коней Победила стальная конница? Есенин считает себя последним поэтом деревни. Ощутив себя чужим в новой России, Есенин пишет о гуляке и хулигане, который за беспечностью скрывает свою тоску. Появляется тема бродяжничества. Ему некуда идти, нет дома, нет родины: Да, теперь решено. Без возврата Я покинул родные поля. В 1924—1925 годах, когда Есенин находился на Кавказе, он пишет стихотворения «Мой путь», «Письмо матери», «Письмо к женщине», «Письмо к сестре», «Письмо деду», «Собаке Качалова», где как бы оглядывается назад, мысленным взором окидывает свой путь. В этих стихах появляются образы, без которых трудно представить себе творчество Есенина. Поэтичен образ матери, к которой поэт неоднократно обращается в своих стихах. Каждая встреча с ней после долгой, тревожной разлуки, когда, успокоившись душой, сын делится с ней своими самыми сокровенными думами, радостями и неудачами, выливалась в сердечные, задушевные строки. В самые трудные минуты жизни поэт обращается к матери — верному Другу: Ты одна мне помощь и отрада, Ты одна мне несказанный свет. Есенин глубоко знал жизнь крестьянской России и был кровно связан с нею, поэтому он и стал истинно народным, национальным поэтом.






Поиск
В нашей базе находится больше 10 тысяч сочинений

Лайкнуть похвалить твиттернуть и прочее

Сочинения > Есенин > ПЕВЕЦ ОТ НАРОДА И ДЛЯ НАРОДА