Родина как ведущая тема в лирике С А Есенина - сочинение

1.	Раннее творчество Есенина.
2.	Описания природы.
3.	Отношение к революции.
4.	Мечты и реальность.
Тема Родины, безусловно, является главной темой в творчестве Сергея Александровича Есенина. В каждом его стихотворном произведении присутствует гармоничный, проникнутый душевной теплотой образ родного края, милой стороны — ярко, зримо или же скрыто, как бы шепотом.
Даже в самых ранних стихах юношеского периода, изданных в сборнике «Радуница», автор показывает себя настоящим патриотом, приверженцем родной Отчизны. Например, в известном стихотворении «Гой ты, Русь моя родная!», выдержанном в энергичном стиле русской народной песни, безудержной и залихватской, Есенин как бы кричит на всю страну, на весь мир:
Если крикнет рать святая:
«Кинь ты Русь, живи в раю!»
Я скажу: «Не надо рая,
Дайте Родину мою!»
Но представления поэта о Родине в то время были еще очень детскими, природными, эмоциональными и не до конца оформившимися.
Первоначально общее понятие «Родина» ассоциировалось у Есенина с маленьким, неприметным селом Константиново, где поэт родился и провел детские годы. Его страной были широкие поля, вольные просторы, окружающие небогатые домишки.
Молодой поэт не думал о том, что любая страна представляет собой определенную политическую, социальную, культурную среду, для него Отчизна была неразрывно связана с природой.



В ранних лирических произведениях Сергея Есенина очень образно и лирично изображен настоящий русский пейзаж, близкий душе поэта: сжатые, опустевшие нивы, полыхающая багрово-золотым пламенем осенняя роща, глубина озер и рек. Автор ощущает себя частью этой невыразимой красоты, хочет без остатка раствориться в ней, слиться с родными местами. Об этом свидетельствует следующая строка одного из стихотворений: «Я хотел бы затеряться в зеленях твоих стозвонных...». Но отношение Есенина к Родине постепенно меняется. Очень быстро Отчизна перестает казаться ему благословенным раем, безупречным миром, в котором правят гармония и добро. В его зрелых произведениях мы видим уже другие образы, очень выразительные и откровенные, повествующие о тяжелом быте крестьянских семей, о трагической судьбе бедняков: «тощие поля», «забоченившиеся избы», «черная, потом пропахшая выть» и т. п. Изображения русской природы постепенно отходят на второй план, превращаясь в общий фон и сменяясь социальными описаниями. Персонажами произведений Есенина становятся обычные люди, судьба которых была исковеркана Первой мировой войной: уходящие на битву пахари, маленький ребенок, молящий о куске хлеба, безутешная девушка, ожидающая возвращения жениха с фронта. Состоявшуюся Октябрьскую революцию поэт сначала принял с искренним восторгом, прославляя кончину старого мира: «Радуюсь песней я смерти твоей». Но ужасающие реалии нового мира повергли Есенина в растерянность и недоумение. Наивно ожидая от смены государственного строя каких-то позитивных перемен в жизни каждого человека, он был жестоко разочарован реалиями изменившейся жизни. В творчестве поэта наступает жесточайший духовный кризис. Изменение сложившегося веками образа России, который был беспощадно изуродован Советской властью, стало настоящим ударом для впечатлительного и патриотичного Есенина. Происходящее обновление жизни на селе он описывает как внезапное, калечащее и сминающее вторжение в родные земли «скверного... железного гостя», безжалостно калечащего природу, подчиняющего себе все и всех. Поэт считал, что преобразование родной земли не благо, а катастрофа. Человек, который, не думая о последствиях, коренным образом изменяет облик природы, приспосабливает ее тем или иным способом под свои собственные нужды, безвозвратно губит ее истинную, высокую красоту. На этом фоне очень символичным выглядит стихотворение Есенина о маленьком жеребенке, безуспешно пытающемся обогнать мощный паровоз: Милый, милый, смешной дуралей, Но куда он, куда он гонится ? Неужель он не знает, что живых коней Победила стальная конница ? Постепенно поэт сумел приспособиться, привыкнуть к изменившемуся государственному строю, к новому отношению к окружающему его миру. Если раньше, в юные годы, для Есенина родиной была маленькая деревенька и окрестные поля, леса и озера, то теперь он фактически становится «гражданином мира», не обращающим внимания на национальные предрассудки и другие ограничения. Не случайно в своем обращении к грузинским поэтам он заявляет: «Я брат вам по крови». Мечтой Есенина становится мир во всем мире, установление всеобщего взаимопонимания: «когда по всей планете пройдет вражда племен», «когда на земле будет один язык, и лишь историк, сочиняя труд о нашей розни, вспомнив, улыбнется...». Но при этом, оповещая всех о своем безграничном интернационализме, поэт не впадает в другую крайность, утверждая, что все люди для него равны и одинаково привлекательны все места нашей планеты. Он не забывает о том, что у каждого человека есть родной, любимый только им уголок — то место, где он появился на свет и вырос. Есенин напоминает об этом читателю: «Никакая родина другая не вольет мне в грудь мою теплынь», «...как бы ни был красив Шираз, / Он не лучше рязанских раздолий». Безграничное восхищение красотой родных просторов, искренний восторг перед природой во всех ее проявлениях гармонично сочетается в произведениях Есенина с несбыточной мечтой о «мужицком рае», неприязненным описанием урбанистического пейзажа, городской цивилизации. Чувство всеобщего объединения, стремление к установлению искренних отношений между людьми соседствует с неизбывной, сильнейшей любовью к родному краю: Я буду воспевать Всем существом в поэте Шестую часть земли С названьем кратким «Русь».


Похожие сочинения


Родина и революция в лирике С. Есенина
Дворянское «злонравие» ведущая тема драматургии Фонвизина
Тема родины в лирике Есенина (сочинение)




Поиск
В нашей базе находится больше 10 тысяч сочинений

Лайкнуть похвалить твиттернуть и прочее

Сочинения > Есенин > Родина как ведущая тема в лирике С А Есенина