С А Есенин «Несказанное синее нежное » - сочинение

Несказанное, синее, нежное...
Тих мой край после бурь, после гроз,
И душа моя — поле безбрежное —
Дышит запахом меда и роз.
Я утих. Годы сделали дело,
Но того, что прошло, не кляну.
Словно тройка коней оголтелая Прокатилась во всю страну.
Напылили кругом. Накопытили.
И пропали под дьявольский свист.
А теперь вот в лесной обители Даже слышно, как падает лист.
Колокольчик ли? Дальнее эхо ли?
Все спокойно впивает грудь.
Стой, душа, мы с тобой проехали Через бурный положенный путь.
Разберемся во всем, что видели,
Что случилось, что сталось в стране,
И простим, где нас горько обидели По чужой и по нашей вине.
Принимаю, что было и не было,
Только жаль на тридцатом году —
Слишком мало я в юности требовал.
Забываясь в кабацком чаду.
Но ведь дуб молодой, не разжелудясь,
Так же гнется, как в поле трава...
Эх ты, молодость, буйная молодость,
Золотая сорвиголова!
В русскую поэзию С. А. Есенин входил как один из самых ярких поэтов крестьянского направления, сознанию и эстетическим вкусам которого были свойственны религиозная культура, влияние философии и поэтики литературных памятников православия, сосредоточенность на судьбе крестьян. Стихотворение создано в 1925 году.
Ушел из литературы и жизни поэт в 1925 году в возрасте тридцати лет, т. е. в самом расцвете творческих сил. Анализируемое же стихотворение — одно из последних в есенинском наследии.
Особенностью идейного содержания произведения является то, что автор в резкой форме высказывался по поводу трагической участи новой «железной» культуры, новых порядков:
Напылили кругом. Накопытили.
И пропали под дьявольский свист.



А теперь вот в лесной обители Даже слышно, как падает лист. Революционные потрясения не дали России долгожданного земного рая. В стихотворении в глубоко эмоциональной форме отразился крах есенинских революционных иллюзий. Еще в 1920 году поэт пришел к угнетающему его выводу: реальный социализм — без «мечтаний» — все нивелирует, давит на личность, предпочитает только коллективное, общее, но не индивидуальное, своеобразное. В «Несказанном, синем, нежном...» он упоминает об уходе из его сознания утопии о революционно-религиозном преображении России. Появляется мотив утекания, увядания жизни, отрешенности от современности: Колокольчик ли? Дальнее эхо ли? Все спокойно впивает грудь. Стой, душа, мы с тобой проехали Через бурный положенный путь. В лирическом герое С. А. Есенина — теперь уже ставшем «конокрадом», «разбойником» — обозначилась внутренняя оппозиционность. А сам автор понял, что мечта увидеть идущую из города культуру не может сиюминутно осуществиться. Но так ли плоха сама по себе русская деревня? Ведь она и есть то самое Несказанное, синее, нежное... Тих мой край после бурь, после гроз, И душа моя — поле безбрежное — Дышит запахом меда и роз. В стихе звучат пушкинские мотивы возвращения на родную землю и еще — одиночества, «лишенности». Есенин практически повторил пушкинский путь, безуспешно пытаясь найти, восстановить гармонию воли, творческой свободы и власти: Я утих. Годы сделали дело. Но того, что прошло, не кляну. Словно тройка коней оголтелая Прокатилась во всю страну. Лирический герой, а вместе с ним и поэт, не найдя компромисса, не сумев полюбить новую деревню и не сумев отречься от уходящей России, принимают философскую концепцию покоя, понимания и восприятия мира как данности: Разберемся во всем, что видели, Что случилось, что сталось в стране, И простим, где нас горько обидели По чужой и по нашей вине. Принимаю, что было и не было, Только жаль на тридцатом году. Заканчивается стихотворение темой подчиненности человеческой жизни законам природы: Эх ты, молодость, буйная молодость, Золотая сорвиголова! Одним из ключевых качеств лирики С. Есенина, и данного стихотворения в частности, стала образность, посредством которой поэт осмысляет явления окружающей действительности. Выражение чувств у поэта нередко достигается через цветовую гамму, метафоры, олицетворение природы: «синее», «золотая», «душа моя — поле безбрежное» и т. д. Как и во многих стихах, есть неологизмы: «дуб молодой, не разжелудясъ...» Центральным, всеобъемлющим понятием поэтических воззрений славян является образ дерева, олицетворяющий собой мировую гармонию, единство всего сущего. Вот почему в центре многих есенинских стихов оказывается образ дерева. Но дерево — это знак и человека. Сравнивая себя с дубом, который гнется, будучи еще молодым, поэт еще раз указывает на возникшую у него дисгармонию с миром.






Поиск
В нашей базе находится больше 10 тысяч сочинений

Лайкнуть похвалить твиттернуть и прочее

Сочинения > Есенин > С А Есенин «Несказанное синее нежное »