С А Есенин «Низкий дом с голубыми ставнями » - сочинение

Низкий дом с голубыми ставнями,
Не забыть мне тебя никогда, —
Слишком были такими недавними Отзвучавшие в сумрак года.
До сегодня еще мне снится Наше поле, луга и лес,
Принакрытые сереньким ситцем Этих северных бедных небес.
Восхищаться уж я не умею И пропасть не хотел бы в глуши,
Но, наверно, навеки имею Нежность грустную русской души.
Полюбил я седых журавлей С их курлыканьем в тощие дали, Потому что в просторах полей Они сытных хлебов не видали.
Только видели березь да цветь,
Да ракитник, кривой и безлистый, Да разбойные слышали свисты,
От которых легко умереть.
Как бы я и хотел не любить,
Все равно не могу научиться,
И под этим дешевеньким ситцем Ты мила мне, родимая выть.
Потому так и днями недавними Уж не юные веют года...
Низкий дом с голубыми ставнями, Не забыть мне тебя никогда.
Стихотворение «Низкий дом с голубыми ставнями...», написанное в 1924 году, имеет кольцевую композицию, так часто применяемую поэтом. Таким композиционносюжетным обрамлением автор показывал верность изображаемого, доказывал «неотступление» от заданной темы.
При всем ощущении, мятежности жизни лирический герой С. Есенина высказывает надежду на свое духовное возрождение. Стихотворение прямо не относится к философской лирике. Вместе с тем в нем выразился характерный для поэта взгляд на реальность. И взгляд философский:
Низкий дом с голубыми ставнями,
Не забыть мне тебя никогда, —
Слишком были такими недавними Отзвучавшие в сумрак года.



В стихотворении борются два чувства, два состояния: с одной стороны, рефлексия; с другой — желание ее преодолеть. Но отвлечь себя от воспоминаний лирический герой не может. Очевидно, часто ему и во сне, и наяву виделись родные поля, луга, леса. Вот каков русский человек! Мы говорим «луга», «поля», «леса», не подразумевая даже, что те люди, у которых было обостренным чувство родины, думали именно о том поле, луге, лесе, что запомнились им с рождения. Обладает ли таким чувством современный человек? В описании русской деревни у С. А. Есенина узнаются мотивы его великих предшественников: А. С. Пушкина («Вновь я посетил...»), М. Ю. Лермонтова («Родина»), Н. А. Некрасова («Родина»), Русские поэты редко приукрашивали Россию, наделяли ее теми качествами, признаками, которые не характерны для средней полосы нашей страны. Идет по этому пути и С. А. Есенин, описывая Наше поле, луга и лес, Принакрытые сереньким ситцем Этих северных бедных небес. Русский человек не избалован ни богатством, ни сытой жизнью, ни природными красками. «Не от этого ли, — задается вопросом автор стиха, — нежность грустной русской души?» Далее поэт создает в своем произведении настроение противоположности, т. е. и радости, и тоски одновременно: Полюбил я седых журавлей С их курлыканьем в тошие дали, Потому что в просторах полей Они сытных хлебов не видали. Сам лирический герой в чем-то походит на журавлей. Хоть все кругом серо и бедно в России, однако тянется и человек, и птица в «тощие», но родные «дали». Для лирики С. А. Есенина этого периода были характерны избавление от разлада и стремление к гармонии духовной и мировоззренческой. Он пытается преодолеть отчаяние, видя, что «новой деревни» нет как таковой. Ослабла полевая Россия, но не поддерживает ее символ урбанической России — «железный конь». Однако лирический герой не склонен к унынию. Со взгляда на убогие поля он переключается на то, что стало символом Руси: это березь и цветь. Сергей Есенин сознательно употребляет такие «краткие» существительные: в этом он видит связь как с древнейшими формами русского языка, так и с православными памятниками русской культуры. Известно, что после революции поэт считал, что «моя поэзия здесь больше не нужна. Да и, пожалуй, сам я тоже здесь не нужен». Однако сознание вечного обновления жизни, связи времен и поколений вносит в душу художника необходимое успокоение, гармонию: Как бы я и хотел не любить, Все равно не могу научиться, И под этим дешевеньким ситцем Ты мила мне, родимая выть. С годами многое менялось в лирике Есенина. Странное выражение — «с годами»... Первый сборник поэта «Радуница» вышел в 1916 году, а в 1925-м — «последнего поэта деревни» не стало. Но, действительно, литературное творчество талантливого художника год от года мужало, крепло, делалось самостоятельным, независимым. Известно, что в статье 1921 года «Быт и искусство» он отвергал как принцип наднационального искусства, так и принцип поэтического диссонанса. Поэтому не стыдился простоты передаваемых чувств, открытости и откровенности суждений о судьбе земли родной. Хотя деревенский быт давно уже не представлялся певцу деревни земным раем и потускнели в «Низком доме с голубыми ставнями...» краски, тем не менее лирический герой, а вместе с ним и поэт признаются: Потому так и днями недавними Уж не юные веют года... Низкий дом с голубыми ставнями, Не забыть мне тебя никогда. Напевность, песенность свойственны лирическому миру С. А. Есенина: «Степным пеньем» назвал бы свое творчество и многим стихам дал название — песня». Словесная и образная простота (не упрощенность), плавное ритмическое течение мысли в анализируемом произведении не могут не пробудить любви к великой России.






Поиск
В нашей базе находится больше 10 тысяч сочинений

Лайкнуть похвалить твиттернуть и прочее

Сочинения > Есенин > С А Есенин «Низкий дом с голубыми ставнями »