С А Есенин «О красном вечере задумалась дорога » - сочинение

О красном вечере задумалась дорога,
Кусты рябин туманней глубины.
Изба-старуха челюстью порога Жует пахучий мякиш тишины.
Осенний холод ласково и кротко Крадется мглой к овсяному двору; Сквозь синь стекла желтоволосый отрок Лучит глаза на галочью игру.
Обняв трубу, сверкает по повети Зола зеленая из розовой печи.
Кого-то нет, и тонкогубый ветер О ком-то шепчет, сгинувшем в ночи.
Кому-то пятками уже не мять по рощам Щербленый лист и золото травы. Тягучий вздох, ныряя звоном тощим, Целует клюв нахохленной совы.
Все гуще хмарь, в хлеву покой и дрема, Дорога белая узорит скользкий ров...
И нежно охает ячменная солома,
Свисая с губ кивающих коров.
Стихотворение «О красном вечере задумалась дорога...» было написано в 1916 году и принадлежит к ранней лирике С. Есенина.
Считается, что молодой Есенин — нравственный максималист, он верил в миссию поэта-пророка, готового клеймить порочную и слепую толпу, воспринимал мир как единую сущность, единое целое. Уверял, что «все люди — одна душа», что он может, как Христос, пойти на крест за благо ближнего. Мотивы лирики С. Есенина начала 1910-х годов можно охарактеризовать так: жертвенная миссия поэта, одухотворенная природа, богоизбранность русского крестьянина. В стихотворении «О красном вечере задумалась дорога...» более или менее явственно «проступают» все эти мотивы:
О красном вечере задумалась дорога,
Кусты рябин туманней глубины.
Изба-старуха челюстью порога Жует пахучий мякиш тишины.
Уже в первой строфе стихотворения видны особенности есенинского стиля. Во-первых, поэт любит выстраивать метафорические ряды: изба-старуха — челюсть порога — мякиш тишины — холод крадется мглой и т. д. Во-вторых, метафоры у Есенина сочетались с образами, в которых выражались непосредственные, точные значения: кусты рябин — изба — порог — двор — печь — хлев. В-третьих, молодой лирик обратился к «романсному» стиху с характерной для него синтаксической простотой, законченностью фразы в границах строки:



Осенний холод ласково и кротко Крадется мглой к овсяному двору... И наконец, обнаружилось буквально пристрастие к диалектизмам: Обняв трубу, сверкает по повети... Щербленый лист и золото травы... Все гуще хмарь... Впоследствии поэт откажется от диалектных «вкраплений», хотя они не умаляли точности и строгости стиля. В анализируемом лирическом этюде тема крестьянской России опоэтизирована. Деревня олицетворяет не просто благодать, гармонию, но и земной рай. Пейзажная метафора смело соединяется с евангельскими образами: синий, небесный цвет, традиционно ассоциировавшийся в художественном сознании с Богородицей, стал главным в есенинском образе деревни: «Сквозь синь стекла желтоволосый отрок / Лучит глаза на галочью игру». Сколько в одном стихотворении тонов, полутонов, оттенков цвета! Каждая строка окрашена в свой цвет: «О красном вечере задумалась дорога» ; «Сквозь синь стекла желтоволосый отрок» ; «Щербленый лист и золото травы»; «Дорога белая узорит скользкий ров» , «Сверкает на повети зола зеленая из розовой печи». А как удивительно свежи, не избиты олицетворения, метафоры: «Изба-старуха челюстью порога/ Жует пахучий мякиш тишины»; «отрок лучит глаза на галочью игру»\ «сверкает по повети зола» ; «дорога узорит скользкий ров» ; «нежно охает ячменная солома». С. Есенин придал своему повествованию не высокий гражданский или героический смысл, а интимное, чувственное значение. Вера во всеобщую одушевленность природы, своеобразный панпсихизм (литературный термин; приставка-морфема «пан» означает «весь»), который так отстаивали и А. А. Фет, и Ф. И. Тютчев, и И. А. Бунин, обнаруживает, по мнению исследователей, своеобразную связь лирики С. Есенина с языческими песнями. Интересно, что совершенный по художественному исполнению есенинский пейзаж сопределен состоянию лирического героя, указывает на душевное благополучие. Все это ценно тем, что в 1910—1920-х годах, когда имажинисты «изгнали» из поэзии интуицию и объявили самоценным образ, когда был провозглашен приоритетным плотский мир и стихи выстраивались на вульгарных образах, Есенин выступил против антиэстетизма, отстаивал веру в поэтическую интуицию. Анализируемое произведение — одно из немногих, в которых поэт не погружается в рефлексию, «принимает жизнь», внутренне ликует. О ранних стихотворениях Есенина А. Блок сказал: «Стихи свежие, чистые, голосистые». Чистота, действительно, едва ли не одно из основных качеств есенинской поэзии: чистота чувств, чистота отношений, чистота мыслей — то, что ценилось настоящей, традиционной литературой. Отошла в прошлое эпоха Есенина, но его стихи продолжают жить, пробуждая чувство любви к тому краю, у которого «названье краткое» — Русь.






Поиск
В нашей базе находится больше 10 тысяч сочинений

Лайкнуть похвалить твиттернуть и прочее

Сочинения > Есенин > С А Есенин «О красном вечере задумалась дорога »