ФОЛЬКЛОРНЫЕ МОТИВЫ В ТВОРЧЕСТВЕ С ЕСЕНИНА - сочинение

Любовь к родной крестьянской земле, к русской деревне, к природе с ее лесами и полями пронизывает все творчество Есенина. Образ России для поэта неотделим от народной стихии; большие города с их фабриками, научно-технический прогресс, общественная и культурная жизнь не вызывают отклика в душе Есенина. Это, конечно, не означает, что поэта совсем не волновали проблемы современности или что он смотрит на жизнь сквозь «розовые очки». Все беды цивилизации он видит в отрыве от земли, от истоков народной жизни. «Воспрянувшая Русь» — это Русь деревенская; атрибутами жизни для Есенина выступают «краюха хлеба», «пастушеский рожок». Не случайно автор так часто обращается к форме народных песен, былин, частушек, загадок, заклинаний.
А у наших у ворот Пляшет девок корогод.
Ой купало, ой купало,
Пляшет девок корогод.
Это — типичная календарно-обрядовая народная песня. Позже Есенин отказывается от прямых стилизаций, оставляет лишь форму, наполняя произведения новым содержанием.
Сыпь тальянка звонко, сыпь тальянка смело!	,
Вспомнить, что ли, юность, ту, что пролетела?
Не шуми осина, не пыли дорога.
Пусть несется песня к милой до порога.
Это — лирическое стихотворение, сохраняющее форму народной песни.
Сказочное изображение мира было для Есенина не условностью, а неотъемлемой чертой его поэтического мышления. Он преображал старинные поверья и создавал на их основе живые развернутые картины. В его фольклорных стилизациях поразительным образом уживаются оригинальные находки с прямыми заимствованиями из народного творчества:
Родился я с песнями в травном одеяле,
Зори меня вешние в радугу свивали.
1	Вырос я до зрелости, внук купальской ночи.
Сутемень колдовная счастье мне пророчит.
Показательно, что в поэзии Есенина человек — органическая часть природы, он растворен в ней, он радостно и безоглядно готов отдаться во власть стихиям: «Я хотел бы затеряться в зеленях твоих стозвонных», «зори меня вешние в радугу свивали».
Многие образы, заимствованные из русского фольклора, в его стихах начинают жить своей жизнью. Природные явления предстают у него в образах животных, несут на себе черты повседневного деревенского быта. Такое одушевление природы роднит его поэзию с языческим мироощущением древних славян. Осень поэт сравнивает с «рыжей кобылой», которая «чешет гриву»; месяц у него — серп; описывая столь обыденное явление, как свет солнца, поэт пишет — «льется солнечное масло на зеленые холмы». Излюбленным образом его поэзии становится дерево, один из центральных символов языческой мифологии.
Поэзия Есенина, даже облеченная в традиционные образы христианской религии, не перестает быть языческой по своей сути.
Пойду в скуфейке, светлый инок,
Степной тропой к монастырям.
Так начинается стихотворение, а заканчивается словами:
С улыбкой радостного счастья Иду в другие берега,
Вкусив бесплотного причастья,



Молясь на копны и стога. Вот она, религия Есенина. Крестьянский труд, природа заменяют поэту Христа: Я молюсь на алы зори, Причащаюсь у ручья. Если и появляется в его стихотворении Господь, то чаще всего как метафора к какому-либо явлению природы («Схимник-ветер шагом осторожным/ Мнет листву по выступам дорожным, / И целует на рябиновом кусту/ Язвы красные незримому Христу») или в образе простого мужика: Шел Господь пытать людей в любови. Выходил он нищим на кулижку, Старый дед на пне сухом, в дуброве, Жамкал деснами зачерствелую пышку. Подошел Господь, скрывая скорбь и муку: Видно, мол, сердца их не разбудишь... И сказал старик, протягивая руку: «На, пожуй... маленько крепче будешь». Если его герои и молятся Богу, то просьбы их вполне конкретны и носят подчеркнуто земной характер: Еще молимся, братья, о вере, Чтобы Бог нам поля оросил. А вот — чисто языческие образы: Отелившееся небо Лижет красного телка. Это — метафора урожая, хлеба, которые обожествляются поэтом. Мир Есенина — это деревня, человеческое призвание — крестьянский труд. Пантеон крестьянина — мать-земля, корова, урожай. Еще современник Есенина, поэт и писатель В. Ходасевич, говорил о том, что христианство Есенина — «не содержание, а форма, и употребление христианской терминологии приближается к литературному приему». Обращаясь к фольклору, Есенин понимает, что уход от природы, от своих корней — трагичен. Он как подлинно русский поэт верит в свою пророческую миссию, в то, что его «вскормленные резедой и мятой» стихи помогут современному человеку вернуться в царство идеала, Которым для Есенина выступает «мужицкий рай».






Поиск
В нашей базе находится больше 10 тысяч сочинений

Лайкнуть похвалить твиттернуть и прочее

Сочинения > Есенин > ФОЛЬКЛОРНЫЕ МОТИВЫ В ТВОРЧЕСТВЕ С ЕСЕНИНА