МИР ХАОСА И МИР ПОРЯДКА В ЦИКЛЕ РОМАНОВ Р ЖЕЛЯЗНЫ «ХРОНИКИ АМБЕРА» - сочинение

«Хроники Амбера» Роджера Желязны, современного классика американской фантастики — это цикл романов. «Хроники Амбера» не только реализуют писательские возможности автора, но и служат дополнением к другому важному произведению творчества Желязны — к «Созданиям Света, созданиям Тьмы», написанному на материале мифологии разных народов мира. «Хроники» писались автором несколько лет, в конце концов, они логично распались на два тома. Главным героем первого являет 
ся наследный принц Амбера Корвин, а второй посвящен приключениям Мерлина из Хаоса, сына Корвина.
В основе произведения лежит древнейшее представление о делении мира на две части — части, где правят упорядоченность и закон — Порядок, и части Хаоса. Части противопоставлены друг другу, но и взаимосвязаны, поскольку не могут существовать друг без друга. Между царством Порядка, Янтарным королевством Амбером, и Двором Хаоса лежит бесконечное множество миров-отражений (или теней), события в которых, словно бесчисленные зеркала, отражают происходящее в реальностях Амбера и Хаоса. Все существование миров и людей в них в конечном счете сводится к нескончаемой битве между этими противоборствующими силами.
Люди — и вторичные люди отражений, и первичные, принцы и принцессы двух реальностей — лишь пешки в этой игре, поскольку и Порядок, и Хаос разумны. Разум их бесчеловечен: слишком они абстрактны. И недаром у Желязны контакт Порядка и Хаоса с людьми происходит посредством двух абстрактных моделей — Лабиринта, символизирующего строгую организацию, и постоянно меняющегося Логруса.
Говоря словами Лабиринта, Знака Порядка: «Я и мой противник представляем два фундаментальных принципа, посредством которых существует Вселенная  По сути, мы представляем Порядок и Хаос... или разум и чувства, если больше нравится так; безумие и рассудок; свет и тьму; сигнал и шум».
Современный человек не присматривается и не прислушивается к собственным словам и поступкам: всегда трудно и обидно представить себе, что за нами кто-то стоит, что нами манипулируют, как марионетками. Для древних людей это было нормой жизни: над ними стояли бессмертные и всемогущие боги. Романы Желязны о Янтарном королевстве возвращают сознание читателя к тем древним представлениям о силах, которые выше человеческого разума, принципы которых несравнимы с человеческим принципами. Эти силы даже не назовешь привычными терминами «добро» и «зло», тем более что сам автор этого всячески избегает. Порядок не всегда добр, а Хаос не всегда зол. Хаос первоначален, перворожден по большинству древних мифологий, поскольку именно животворящая сила Хаоса стояла у истоков реального мира.
Но современный человек взрослее своих предков и должен не просто слепо подчиняться абстрактным идеям, но и выбирать свою сторону, свою идею. От этого выбора зависит многое. Так и перед главным героем цикла Мерлином, объединяющим в себе Порядок — со стороны отца Корвина, и Хаос — со стороны матери Дары, встает этот выбор: «... останься со мной, и я обещаю Золотой век, ... и твою видную в нем роль... Уйдешь, и тобой завладеет другая сторона. Наступят Тьма и Хаос». Выбор Мерлина тем сложнее, что он решает не только за себя: от него зависит судьба мира. И он выбирает Хаос.



Такой, на первый взгляд, странный выбор продиктован Мерлину древнейшим интуитивным опытом человечества. Порядок — это не добро для людей; это просто высшая абстракция, обозначающая высшую точку развития, когда дальше — некуда. С другой стороны, Хаос — это начало начал, это первая точка будущего развития нового мира. И Мерлин выбирает то, что человеку ближе, — пусть с нуля, но новое развитие, а не застывшее совершенство Порядка. Выбор, который делает Мерлин, объясняет, на мой взгляд, и само имя персонажа: почему Р. Желязны назвал героя именно Мерлином? Где мы еще встречаем это имя? Ответ на вопросы дают совсем другой жанр и совсем другая эпоха. Это английское средневековье и романы о короле Артуре и его безупречных рыцарях Круглого стола. Мерлин в этих романах — главное действующее лицо, воспитатель идеала рыцарства, прекрасного правителя и благородного человека — Артура Пендрагона. Средневековый Мерлин мудр и наделен магическими способностями. Исследователям не ясно, откуда взялся этот образ: ведь у короля Артура и многих его рыцарей есть полуисторические, полулегендарные прототипы. Мерлин же появился неизвестно откуда и сразу занял важное место в романах. В современных фэнтези предпринимаются попытки объяснить чудесное появление Мерлина в Средние века тем, что он явился из будущего. А, может быть, по мнению американского писателя Р. Желязны, Мерлин из «Хроник Амбера» и Мерлин из историй о короле Артуре — одно и то же лицо? Хаос отбросил человечество к самому началу, и Мерлин появляется там, где его помощь нужна людям, чтобы линия вечного развития не прерывалась. Романы Желязны из цикла «Хроники Амбера» — суть отражения, как и миры, о которых пишет автор. В них отражается тот грандиозный мифологический интуитивный опыт, накопленный людьми за сотни тысяч лет их становления, — опыт индусов и северных германцев, китайцев и египтян, греков и славян. Читаешь «Хроники Амбера» и дума ешь: а не правы ли древние, рассуждая о высших силах, которые управляют нами и миром? Роджер Желязны в своих романах об Амбере нарисовал грандиозную картину противостояния двух кардинально противоположных сил — Хаоса и Порядка, с помощью которых можно объяснить для себя все происходящее в мире. Ясно и то, что каждый должен сделать свой выбор, взвесив все «за» и «против». Но для этого современному человеку необходимо обладать большим объемом информации.






Поиск
В нашей базе находится больше 10 тысяч сочинений

Лайкнуть похвалить твиттернуть и прочее

Сочинения > Желязны > МИР ХАОСА И МИР ПОРЯДКА В ЦИКЛЕ РОМАНОВ Р ЖЕЛЯЗНЫ «ХРОНИКИ АМБЕРА»