Баллады В А Жуковского «Рыбак» «Перчатка» Трагические сюжеты и требовательность нравственной позиции автора - сочинение

1.	Традиции романтизма в творчестве В. А. Жуковского.
2.	Притягательный и гибельный образ водной стихии в балладе «Рыбак».
3.	Нравственный смысл баллады «Перчатка».
В. А. Жуковский в своих балладах, написанных на основе старинных сказаний и легенд, поднимает чрезвычайно важные вопросы нравственного характера; в то же время его произведения полны необычайной, завораживающей музыкальности, они привлекают внимание своими причудливыми сюжетами. В его творчестве нашли отражение традиции романтизма, литературного направления, сложившегося в Европе на рубеже XVIII—XIX веков. Для писателей-романтиков было характерно обращение к народному творчеству; их привлекали сюжеты из прошлого, например, эпоха Средневековья, когда особенно были распространены представления о сверхъестественных, чудесных явлениях; так же разрабатывались и темы, связанные с потусторонними силами.
Для романтиков огромное значение имели их личные переживания. Как правило, главные герои их произведений выражают их собственные чувства и отношение к жизни. Скучная и однообразная обыденность только отталкивала писателей этого литературного направления: они предпочитали рисовать в своих произведениях яркие, исключительные личности, необычайные обстоятельства, в которых и раскрываются характеры их героев; действие обычно происходит на фоне романтического пейзажа — мрачные горы и ущелья, кладбища, средневековые замки, бурное море и т. д. 
В. А. Жуковский охотно обращается к жанру баллады, который был распространен в поэзии Средневековья. Баллады — это песни, которые в Средние века исполнялись менестрелями.
Сюжеты баллад Жуковского, за исключением «Светланы» и «Золотой арфы», взяты из произведений западноевропейских поэтов — Шиллера, Гете и др. По сути, они являются либо вольным переводом, либо переработкой этих произведений. Но Жуковский по-своему переосмысливал уже известные сюжеты, вкладывая в них новое звучание, близкое его представлениям и переживаниям.
Баллада «Рыбак», как и многие другие баллады Жуковского, показывает нам встречу человека со стихийными силами природы, которые являются в виде обольстительной и коварной русалки. Ее красота и искусная речь, восхваляющая счастливую жизнь в водах реки, заставляет молодого рыбака забыть об осторожности — и в результате его настигает смерть.
Сюжет, древний, как мир: вспомним хотя бы сирен из «Одиссеи» Гомера или Лорелею из немецких преданий. Вода в мифологии символизирует эмоции, неконтролируемый океан человеческих страстей и желаний. Красота и нежный голос сирены или русалки зовет окунуться в море стихийных эмоций, но, чтобы не погибнуть в этих волнах, нужно сохранять трезвый рассудок, нужно знать, куда ты хочешь плыть. Вечный соблазн дать волю своим эмоциям и желаниям звучит в призыве русалки: «Ах! если б знал, как рыбкой жить / Привольно в глубине, / Не стал бы ты себя томить / На знойной вышине».



Однако русалка — лишь символ стихии воды, стихии неуправляемых эмоций; на самом деле голос, зовущий окунуться в море страстей, звучит в душе человека — каждого человека: «В нем вся душа тоски полна, / Как будто друг шепнул!» Но именно против слепого следования своим эмоциям, доверчивого отношения к стихийным силам, играю щими жизнью человека, и предостерегает автор: «К нему она, он к ней бежит... / И след навек пропал». Однако наряду с предостережением звучит и иная тема — тема Судьбы, которая властвует над человеком: «Знать, час его настал!» Финал баллады «Перчатка» хоть и не столь трагичен, однако не менее поучителен и глубок. И если в «Рыбаке» действие происходит как бы вне времени и конкретного места, то в тексте «Перчатки» мы находим некоторые указания на то, где и когда разыгралась эта драма: «С баронами, с наследным принцем, / Король Франциск сидел...». Скорее всего автор упоминает о Франциске I, короле Франции, правившем в первой половине XVI века. Зверинец короля в балладе имеет глубокое символическое значение. Вероятно, льва, тигра и барсов можно соотнести с такими понятиями, как власть, могущество, сила... И именно желание проявить и показать присутствующим свою власть над влюбленным рыцарем и движет героиней баллады: «Когда меня, мой рыцарь верный, / Ты любишь так, как говоришь, / Ты мне перчатку возвратишь». Автор подспудно призывает читателя задуматься о том, что такое настоящая любовь — ведь, если бы дама любила своего рыцаря, она не захотела бы, чтобы он отправлялся в клетку к хищникам за ее перчаткой. Перчатка — также символ. Вызывая врага на поединок, рыцарь бросал ему перчатку, принимая вызов, полагалось поднять ее. В то же время перчатка, полученная от дамы сердца, свидетельствовала о ее благосклонности. Потому образ перчатки в балладе имеет двойной смысл: красавица бросает своему рыцарю своеобразный вызов, словно его враг. А, по сути, она и оказывается его врагом, и в то же время, когда он невредимым возвращается из клетки хищников, она смотрит на него благосклонно, потому что ей доставляет удовольствие повелевать им. Действительно, рыцарь принял ее вызов — и принес перчатку из зверинца. Но он понимает, что эта женщина не может быть надежным и верным другом, если поступает с ним, как враг. За те несколько мгновений, что провел Делорж в клетке со зверями, в душе героя происходит переворот, о котором мы можем судить по следующим словам: «Но, холодно приняв привет ее очей, / В лицо перчатку ей / Он бросил и сказал: “Не требую награды”». Подводя итоги, можно предположить, что между героинями двух вышеназванных баллад имеется нечто общее. И это опасная и гибельная власть, власть темных проявлений человеческой души. Так же, как и русалка в «Рыбаке», героиня «Перчатки» стремится сыграть на чувствах своего рыцаря. Но Делоржу, в отличие от героя баллады «Рыбак», удается сохранить ясный рассудок и самообладание, и, потому хищная стихия страстей не причиняет ему вреда, он возвращается живым и невредимым из клетки со львом, тигром и барсами. В обеих балладах автор показал темную и жестокую сторону женской сущности, но не стоит забывать, что это отнюдь не истинная суть подлинной женской природы. И все же она неразрывно связана со свойственными Женщине любовью, добротой и верностью, как тень связана с тем, кто ее отбрасывает.






Поиск
В нашей базе находится больше 10 тысяч сочинений

Лайкнуть похвалить твиттернуть и прочее

Сочинения > Жуковский > Баллады В А Жуковского «Рыбак» «Перчатка» Трагические сюжеты и требовательность нравственной позиции автора