В А Жуковский «Море» Элегия - сочинение

Безмолвное море, лазурное море,
Стою очарован над бездной твоей.
Ты живо; ты дышишь; смятенной любовью, Тревожною думой наполнено ты.
Безмолвное море, лазурное море.
Открой мне глубокую тайну твою:
Что движет твое необъятное лоно?
Чем дышит твоя напряженная грудь?
Иль тянет тебя из земныя неволи Далекое, светлое небо к себе?..
Таинственной, сладостной полное жизни,
Ты чисто в присутствии чистом его:
Ты льешься его светозарной лазурью, Вечерним и утренним светом горишь, Ласкаешь его облака золотые И радостно блещешь звездами его.
Когда же сбираются темные тучи,
Чтоб ясное небо отнять у тебя —
Ты бьешься, ты воешь, ты волны подъемлешь, Ты рвешь и терзаешь враждебную мглу...
И мгла исчезает, и тучи уходят,
Но, полное прошлой тревоги своей,
Ты долго вздымаешь испуганны волны,
И сладостный блеск возвращенных небес Не вовсе тебе тишину возвращает;
Обманчив твоей неподвижности вид:
Ты в бездне покойной скрываешь смятенье, Ты, небом любуясь, дрожишь за него.
В. А. Жуковский известен и как один из ведущих лите раторов России, и как учитель, друг Пушкина, подарив
ший юному поэту портрет с надписью «Победителю ученику от побежденного учителя» (в связи с появлением пушкинской поэмы «Руслан и Людмила»),
Художественный метод Жуковского, нашедший воплощение в его творчестве и в стихотворении «Море», сам поэт определил следующим образом: «Мир существует только для души человеческой». Очевидно, поэтому в оценке других писателей и критиков Жуковский воспринимался как правдивый лирик: «У Жуковского всё душа и всё для души» (П. А. Вяземский). Именно в поэзии Жуковский проявил себя как первый русский поэт-романтик, прочно утверждающий в литературе жанры элегии и баллады. Новой для русской литературы была и романтическая образность, на которой заострял внимание их автор: звуки, покровы, свет луны, звезд.
Написанное в 1822 году стихотворение «Море» признается одним из важнейших романтических манифестов поэта. Оно создано за два года до пушкинской элегии «К морю».



Вначале автор обращается к стихии, олицетворяет ее: Безмолвное море, лазурное море, Стою очарован пред бездной твоей. Ты живо; ты дышишь; смятенной любовью, Тревожною думой наполнено ты. За пейзажным полотном скрывается иносказание. В пейзаже нет конкретности. Безмолвное море и светлое небо соседствуют с темными тучами, беспокойными волнами, в чреде которых возникает то утренний, то вечерний свет: Таинственной, сладостной полное жизни, Ты чисто в присутствии чистом его: Ты льешься его светозарной лазурью, Вечерним и утренним светом горишь, Ласкаешь его облака золотые И радостно блещешь звездами его. Когда же сбираются темные тучи, Чтоб ясное небо отнять у тебя — Ты бьешься, ты воешь, ты волны подъемлешь... Поэт отзывается, в свою очередь, на изменения в «поведении» природной стихии. Его ощущения становятся зеркальным отражением природы. Она и лирическое «я» сосуществуют в процессе этих изменений как одно целое. Как море отражает в своих волнах небесную лазурь и блещет светом звезд небесных, подобно тому, как оно тянется к небу из «земной неволи», так и человек не может существовать без того, что выше его и что дает ему право на жизнь: Что движет твое необъятное лоно? Чем дышит твоя напряженная грудь? Иль тянет тебя из земныя неволи Далекое, светлое небо к себе?.. Жизнь моря предстает у В. А. Жуковского как некая устремленность к всеобщему единству и целостности. Море полно чистотою неба, наполнено его «светозарной лазурью». Когда небо ласкают золотые облака, оно радостно блещет звездами неба. Когда же налетает буря, то «бьется» и «воет», потому что «темные тучи» хотят отнять у него «ясное небо». Для Пушкина море — символ свободы, у Жуковского оно олицетворяет неволю, плен, печаль, тоску; оно неразрывно связано с небом, по-своему зависит от него (романтическое двоемирие: земная неволя и небо). У Жуковского море — безмолвная бездна, у Пушкина — стихия, взывающая к проявлению в действии душевных волнений. У Жуковского красота «встревожена», у Пушкина — пребывает в торжественном покое. Интересно решена проблема выразительных средств и рифмовки в произведении. Оно изобилует романтическими эпитетами* («сладостный блеск возвращенных небес»), метафорами’ («напряженная грудь» моря), анафорами* на «ты». Художественную ткань стиха поэт обогатил вопросами, рефренами* («безмолвное море, лазурное море...»), фигурами синтаксического параллелизма* («Что движет твое необъятное лоно?..), интонационно-синтаксическими конструкциями, которые создали особый поэтический синтаксис Жуковского. Белый стих*, используемый автором в произведении, помогает передать, на наш взгляд, непрерывность набегающих волн. Критика отмечала стилизацию жизненных явлений в поэзии Жуковского, стремление ее романтического героя к возвышенному и величественному идеалу. Слово в поэтической системе В. А. Жуковского стремилось к передаче не понятий, а эмоций, преобладала не изобразительная, а выразительная функция. Поэтом было расширено значение многих слов через олицетворение эмоциональных состояний, через метафорическое отождествление жизни человека с жизнью природы.






Поиск
В нашей базе находится больше 10 тысяч сочинений

Лайкнуть похвалить твиттернуть и прочее

Сочинения > Жуковский > В А Жуковский «Море» Элегия