Грусть о неосуществимости человеческих желаний в поэзии В А Жуковского (элегия «Вечер») - сочинение

поэзии предметом исследования стал внутренний мир человека, полный личных переживаний и глубокого драматизма.
Человеческой душе, по мнению Жуковского, присуще стремление к счастью и блаженству — в этом смысл жизни. Но человек никогда не может достичь счастья и блаженства в реальной жизни. Отсюда в произведениях Жуковского такая глубокая грусть, тихое «томление», ощущение того, что счастье может быть обретено только в потустороннем мире. Так возникают в его поэзии религиозные мотивы.
Читая произведения Жуковского, можно легко представить себе образ лирического героя. Это погруженный в размышления, опечаленный и тоскующий человек, угнетенный скорым расставанием с земными радостями. Это человек глубоких чувств (чаще всего, горестных), ушедший от действительности в свой внутренний мир, в свои мечты.
Стихотворение, посвященное печальным раздумьям лирического героя о неосуществимости человеческих желаний и стремлений, наиболее точно отвечает содержанию поэзии Жуковского, поэтому его излюбленным лирическим жанром становится элегия — стихотворение, проникнутое грустью.
Жуковский открыл новые поэтические средства для выражения душевных движений человека. «Жуковский, — писал В. Г. Белинский, — ...имеет великое историческое значение для русской поэзии вообще: одухотворив русскую поэзию романтическими элементами, он сделал ее доступною для общества, дал ей возможность развития, и без Жуковского мы не имели бы Пушкина».
12.	1000 новых соч. по рус. и мир. лит-ре 5-11 кл.
Творчество Жуковского достигло наибольшего расцвета в первые два десятилетия XIX века, но уже в ранний период творчества (знаменитая элегия «Вечер») сложились общие принципы лирического письма Жуковского.
Стихотворение разворачивается перед читателем как единый поток воспоминаний, нахлынувших на автора под впечатлением непосредственно ощущаемой и переживаемой природы:
Уж вечер... облаков померкнули края;
Последний луч зари на башнях умирает;
Последняя в реке блестящая струя
С потухшим небом угасает.
Все тихо: рощи спят; в окрестности покой;
Простершись на траве под ивой наклоненной,
Внимаю, как журчит, сливаяся с рекой,
Поток, кустами осененной.



Здесь мы видим, как поэт использует образы природы, чтобы передать свое собственное настроение умиротворения, «тихой гармонии». Следующие строки — уже не только эмоциональное восприятие и переживание, они рождены ощущением светлой радости, творческого восторга писателя: Как слит с прохладою растений фимиам! Как сладко в тишине у брега струй плесканье! Как тихо веянье зефира по водам И гибкой ивы трепетанье! Автор пробудил скрытые в слове эмоционально-смысловые оттенки и так мастерски организовал поэтическую речь, что все стихотворение звучит непрерывающейся песней, скрепляемой повторами, ассоциациями, общими мотивами, а чувства говорят легко и свободно. От созерцания природы он непринужденно переходит к теме вдохновения (гармония души), а затем задумчиво грустит от нахлынувших воспоминаний об ушедших друзьях своей юности, о радостях и печалях души: Где вы, мои друзья, вы, спутники мои ? Ужели никогда не зреть соединенья ? Ужель иссякну ли всех радостей струи ? О вы, погибши наслажденья! Потеря друзей юности научила самого Жуковского смиряться с утратами сердца, хранить память о любимых им людях. Поэт верил, что родственные души, как и их мысли и чувства, не умирают, а только на время становятся незримыми для живых. Он верил также в предстоящее свидание с ушедшими в будущем, за пределами земной жизни. Религиозная окрашенность таких строк сливается с возвышенными представлениями о том, что горечь утрат воспитывает, морально закаляет человека, делает его чутким к страданиям других. Так, «туманный вечер» «на лоне дремлющей природы» постепенно рождает у автора мысль о скоротечности человеческой жизни и неизбежной смерти, но, тем не менее, Жуковский покоряет своим отношением к миру, личными переживаниями. Устами лирического героя он намечает контуры того идеала, к которому необходимо стремиться. Романтические идеи В. А. Жуковского имели мощное и благотворное влияние на русскую литературу XIX—XX вв. Усваивая, развивая и преобразовывая его поэтические открытия, к его творчеству обращались впоследствии и М. Ю. Лермонтов, и А. А. Фет, и А. А. Блок.






Поиск
В нашей базе находится больше 10 тысяч сочинений

Лайкнуть похвалить твиттернуть и прочее

Сочинения > Жуковский > Грусть о неосуществимости человеческих желаний в поэзии В А Жуковского (элегия «Вечер»)