Стихотворение В А Жуковского «Море» (восприятие истолкование оценка) - сочинение

Очень многие русские поэты обращались к морской тематике, и одни из первых — Пушкин, Тютчев и Лермонтов. Но их опередил Жуковский, который был чуть старше и писал чуть раньше. Морская стихия — благодатная тема, о ней можно писать бесконечно и стихи будут разными, поскольку и само море бесконечно и разнообразно. Оно может быть символом свободы, жизни, бесконечности в зависимости от того, что испытывает поэт, глядя на него в этот момент. Настроение влияет на восприятие моря и, наоборот, море влияет на настроение. Только одно чувство нельзя испытать на море — это чувство скуки, если только вы не совсем бесчувственны и не привыкли видеть его каждый день.
В поэзии Жуковского нет еще той отточенности, которая появится у Пушкина, но не нужно забывать, что здание русской поэзии строилось не сразу. Начинали Тредиаковский, Ломоносов и Державин. У них еще много нечетких рифм и часто сбивается ритм. Жуковский писал чуть позже, но и он еще не достиг идеала. Бывает, что в его стихах чувствуется натянутость, выспренность, если начать сравнивать с тем же Пушкиным; этим, кстати, занимался Белинский, находя у Жуковского немало неестественных оборотов и фраз. Однако Жуковский вполне владеет своим пером, и «Море» — тому доказательство. Неестественным назвать это стихотворение язык не поворачивается, наоборот, оно необычайно гармонично.
Стихотворение обращено непосредственно к морю, буквально в каждой строке встречаем повтор местоимения «ты». Это лишь подчеркивает, что Жуковский воспринимал море как одушевленное существо, наделенное чувствами и мыслями:
Ты живо; ты дышишь; смятенной любовью, Тревожною думой наполнено ты.
Как очень многие чувствительные личности, поэт интуитивно ощущает, что в море заключена какая-то сокровенная тайна, загадка, иначе почему люди так тянутся к нему, так стремятся заглянуть в его темную душу? Жуковский просит у распростершейся перед ним стихии:
Открой мне глубокую тайну твою.
Что движет твое необъятное лоно?
Чем дышит твоя напряженная грудь?
Иль тянет тебя из земныя неволи Далекое, светлое небо к себе?
Если у моря есть душа, значит она, подобно человеческой душе, должна стремиться к чему-нибудь. Как человек, оно должно любить и ненавидеть, радоваться и страдать. Море может быть приветливым, ласковым, улыбчивым, добрым. Но оно, опять же, подобно некоторым людям. Они настолько доброжелательны, что не возникает даже легкого подозрения, насколько они могут быть опасны, если их обидеть или разозлить. И море спокойно и чисто до той поры, пока у него не отнимут небо:
Когда же сбираются темные тучи,



Чтоб ясное небо отнять у тебя, — Ты бьешься, ты воешь, ты волны подъемлешь, Ты рвешь и терзаешь враждебную мглу. Не может быть ничего опаснее бушующего моря, в такие минуты оно не знает жалости и пощады и переворачивает шлюпки, час назад мирно качавшиеся на его волнах. В этом и заключается главная загадка моря, которую мы не разгадаем никогда: Обманчив твоей неподвижности вид: Ты в бездне покойной скрываешь смятенье, Ты, небом любуясь, дрожишь за него. Человека всегда непостижимым образом влекло то, чего он не мог понять, чему не мог дать разумного объяснения. Море принадлежит к числу таких влекущих таинственных вещей. Единственное, что мы можем делать, — это восхищаться им, но мы, простые люди, восхищаемся в мыслях, а поэты наделены драгоценным даром выразить свой восторг в словах. Как разительно отличается море, описанное Жуковским, от моря, которое позже воспоет Тютчев, насколько непохожа лазурная дневная гладь на «сизо-черную» ночную! Объединяет два столь разных стихотворения насыщенность их разнообразными цветами, оттенками, светом, тенью. Задумаемся, как смог Жуковский создать столь яркую картину моря. Конечно, с помощью неуловимых светотеней: «лазурное море», «светлое небо», «светозарная лазурь», «облака золотые», «враждебная мгла», «сладостный блеск», «темные тучи», «утренний свет». Казалось бы, одни полутона и полутени, но картина, возникающая перед мысленным взором, ярка и объемна. Видимо, секрет заключается в гении поэта, который каким-то особым образом соединил цвет, свет и звук. Понять, как он это сделал, невозможно, можно только почувствовать, услышать, увидеть. В стихотворении нет рифмы, но оно подчиняется всем законам поэзии и может быть признано образцом поэтического мастерства. Конечно, Жуковский не Пушкин, но и он сделал свой весомый вклад в литературу, и его море, так непохожее на пушкинское, тютчевское или лермонтовское, осталось навеки в нашей русской поэзии.






Поиск
В нашей базе находится больше 10 тысяч сочинений

Лайкнуть похвалить твиттернуть и прочее

Сочинения > Жуковский > Стихотворение В А Жуковского «Море» (восприятие истолкование оценка)