Сочинения > Зощенко > Творчество М М Зощенко Сатира как любовь к людям
Творчество М М Зощенко Сатира как любовь к людям - сочинение


Сатира в произведениях М. М. Зощенко
Любовь к жизни и к людям, нравственная стойкость – вот основные мотивы повествования Лескова о русском человеке
Русская сатира 18 века: история и теория; творчество А. Кантемира, Н. Новикова, И. Крылова



1.	Зощенко — мастер маленького рассказа.
2.	Свой человек в среде народа.
3.	Повседневные проблемы, высмеянные автором.
4.	Сказовая форма повествования произведений Зощенко.
5.	Популярный рассказ Зощенко «Аристократка».
6.	Настоящий сатирик — патриот своего времени. 
М. М. Зощенко — потрясающе талантливый писатель-сатирик, мастер маленького рассказа. Плодовитый писатель, он оставил богатое наследие из множества рассказов, фельетонов, повестей, пьес, киносценариев. И все же настоящую популярность ему принесли именно рассказы, тщательно ограненные алмазы прозы. В них Зощенко проявил себя достойным преемником Гоголя, Чехова, Салтыкова- Щедрина.
Сатирик обращал внимание людей на их мелкие недостатки, слабости, высмеивал нелепости советской действительности, мелкие житейские неурядицы. Зощенко хотел показать людей со стороны, чтобы они научились смеяться над собой и стать лучше. Зощенко был уверен, что общаться с народом нужно на понятном ему языке, и он овладел этим живым разговорным языком. Речь его рассказчика была настолько убедительна (такой принцип повествования называется «сказ»), что читатели верили в то, что автор — свой человек, каких «в каждом трамвае по десять штук едут». Зощенко не отправлял героев в заморские страны, все места, где происходили события рассказов, были людям знакомы и привычны: трамваи, магазины, кафе, бани, обычные квартиры.
Большинство рассказов Зощенко по сюжетной канве очень просты и всегда жизненны. Своевременно сатирик смог заговорить о квартирном вопросе, о равнодушии сильных мира сего, о взяточничестве, бюрократизме, с которыми обыкновенному обывателю приходилось сталкиваться на каждом шагу. В своих рассказах Зощенко писал о том, что любой человек должен начинать строить новую жизнь прежде всего с себя, ведь никакая власть не заменит совесть («Собачий нюх»), О том, что одних слов недостаточно для изменения действительности — нужны смелые и действенные поступки («Любовь»). О том, что истинное счастье заключается не в обмане других людей с целью личной наживы («Счастье»). 
Несмотря на внешнюю легкость, шутливость коротких рассказов, за всеми шутками и курьезами для потехи «уважаемых граждан» всегда скрывалась насущная проблема дня. Сатира писателя направлена не на высмеивание людей, Зощенко хотел показать мещанские, обывательские черты в любом человеке с целью их искоренения.



     
     



Действительно ли проблемы, которые поднимает автор, актуальны? Это так. Например, в рассказе «Качество продукции» отечественная некачественная продукция вынуждает людей покупать импортную. Сейчас происходит то же самое. В «Бане» Зощенко высмеивает порядки в коммунальном хозяйстве, неуважительное отношение к простому человеку, а в «Истории болезни» мы видим низкий уровень медицинского обслуживания.
У Зощенко особенный юмор, смех. Он гоголевской природы, это «смех сквозь слезы». Когда читатели смеялись над его рассказами, автор огорчался. Ведь за юмором таилась трагическая сущность действительности. У Зощенко есть еще одна особенность: в большинстве рассказов нет имен героев, полная картина происходящего складывается у читателей благодаря речи персонажей. Они говорят на обыкновенном разговорном языке, изобилующем сниженной лексикой, фразеологизмами, канцеляризмами, нелепым косноязычием, неправильным словоупотреблением. «Я почти ничего не искажаю. Я пишу на том языке, на котором сейчас говорит и думает улица», — писал автор. В этом и выразилось новаторство Зощенко-сатирика.
В знаменитом рассказе Зощенко «Аристократка» рассказывается, как главный герой, Григорий Иванович, решил сводить в театр культурную барышню, «аристократку». Он человек малокультурный, но, чтобы произвести впечатление на даму, старается выражаться изящнее, казаться представителем «высокой жизни». Спутница героя тоже, как оказывается, не столь культурна, она старается выудить из своего кавалера все что можно. Это свидание оканчивается фиаско.
«Культуру» свою герой показывает так: во время спектакля он смотрит не на сцену, а на свою аристократку, затевает нелепый разговор о водопроводе, пытается угостить спутницу пирожными, но жалеет деньги. Зощенко своим рассказом хотел выразить известную поговорку: «Всяк сверчок знай свой шесток».
Но писатель не хотел убедить нас в том, что Григорий Иванович — плохой герой. Это обыкновенный человек, таких множество везде: в коммунальной квартире, в магазинной очереди, в трамвае. Писатель высмеивает не своего «маленького героя», а то бескультурье и мелочность, которые и ставят героя в неловкое положение. Но в чем его беда, Григорий Иванович не осознает. Слабости, перестающие в социальную проблему, всеобщее бескультурье, очень волновали Зощенко.
Как известно, сатирикам везде и во все времена жилось опаснее, чем иным литераторам. И Зощенко это знал. Он понимал, что современники оскорбляются, читая сатиру, не понимают или не хотят понять причину смеха сатирика. Некоторые видят в подобном писателе лишь зубоскала, получающего удовольствие смеяться над всем и над всеми. Люди могут простить многое, только не смех над собой.
Но ведь Зощенко не хотел смеяться над людьми. Просто он слишком ясно видит все прискорбные явления жизни. Собирая эти явления вместе, сатирик создает «некий отрицательный мир, который и подвергает сатирическому воздействию». Он, по существу, высмеивает не людей, а этот отрицательный мир. Нелепость, глупость его должна, по его мнению, оттолкнуть современников. Тогда они яснее ощутят и осмыслят, что мешает им жить, что не дает им быть чище и красивее. Так думает сатирик. Именно здесь причина и цель его смеха.
Любой сатирик, берясь за перо, осознает, что идет на риск, что ему угрожает аналогичная с его предшественниками судьба, но он уже встал на свой путь и иного пуги не видит. Как писал о Зощенко один из исследователей, «настоящий сатирик — патриот своего времени, его радетель и безоглядный болельщик. Не злорадное потирание рук при виде подмеченных в жизни всякого сорта нелепостей гонит его к столу, а любовь и боль. Любовь к людям, боль за несовершенство их жизни. Именно таким был писатель Зощенко».


Похожие сочинения


Сатира в произведениях М. М. Зощенко
Любовь к жизни и к людям, нравственная стойкость – вот основные мотивы повествования Лескова о русском человеке
Русская сатира 18 века: история и теория; творчество А. Кантемира, Н. Новикова, И. Крылова

ТОП 3 популярных


  1. Сочинение на тему описание друга
  2. Моя семья сочинение
  3. У войны не женское лицо сочинение

Поиск
В нашей базе находится больше 10 тысяч сочинений

Лайкнуть похвалить твиттернуть и прочее